Каким должен быть симбиоз аграрного образования и бизнеса?

27 марта 2019, 07:00 13215

Стереотипы, сложившиеся вокруг аграрной сферы, не привлекают и даже отталкивают молодежь связывать с ней свою жизнь. Для многих агро — это старенькие трактора, которые едва ездят по полю, или уставшие доярки, у которых немеют руки от постоянного доения коров. С каждым годом эти мифы набирают силу, и как следствие — нехватка молодых кадров, которые бы собственным примером развенчали эти мифы.

Время решать эти проблемы и переходить к активным действиям не только назрело, но и перезрело. О том, как повысить имидж аграрного образования, говорили генеральный директор ИМК, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекс Лисситса и ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП Украины) Станислав Николаенко.*

Почему аграрное образование Украины, по вашему мнению, все еще оторвано от реального производства?

Станислав Николаенко: Есть несколько причин. Первая — мы еще боимся работать с бизнесом, потому что наши старшие преподаватели уже не знают нового, а молодые еще не знают. И когда мы делаем совместные учебные центры с аграрными компаниями, то моя первая просьба, чтобы туда пришли все преподаватели и увидели современные технологии. Они умные люди с хорошими теоретическими знаниями, но стесняются признаться, что не дотягивают в практическом плане.

В университете мы уже работаем над уменьшением пропасти между нами и бизнесом. Три года назад на каждом факультете мы создали совет работодателей, который возглавляют опытные люди из агросферы. Например, председатели советов работодателей факультетов механико-технологического и конструирования и дизайна — генеральный директор «КУН-Украина» Асад Лапш и генеральный директор Elvorti («Червона зирка») Сергей Калапа, агробиологического факультета — глава агрофирмы «Колос», что на Киевщине, Леонид Центило, а на факультете аграрного менеджмента, кстати, возглавляет совет именно Алекс Лисситса. Не реже, чем раз в квартал, они собираются и обсуждают учебные планы и программы, корректируют их в соответствии с рыночными запросами. Кроме того, именно аграрные компании помогают нам с приобретением оборудования для лабораторий, чтобы, прибыв на производство, студенты не боялись новой техники или приборов, а сразу включались в работу. Поэтому диалог с работодателями — это прежде всего.

С другой стороны, не весь бизнес готов идти на сотрудничество с нами. Алекс Лисситса побывал за рубежом, имеет колоссальный опыт и понимает, что без кадров уже ничего не будет. Но какие у него, как предпринимателя, есть экономические стимулы к сотрудничеству с учебными заведениями? Когда я был министром образования, то предлагал изменить законодательство, сделать так, чтобы бизнес имел право до 10% от фонда зарплаты включать в себестоимость расходы, которые понесет компания, когда возьмет на практику студентов или будет оплачивать какие-то приборы. Таким образом, он заплатит на 3 копейки меньше налога, но так мы выиграем за счет вала, за счет того, что дети останутся работать в нашей Украине.

Я считаю, что сотрудничество с бизнесом — это та палочка-выручалочка, которая может вытянуть университеты на необходимый уровень и помочь бизнесу.

Алекс Лисситса: Безусловно, здесь должно быть двустороннее движение. Раньше мы думали, что государство должно что-то делать, но видим, что в силу своей зарегулированности и бюрократизации оно не в состоянии решать вопросы образования. К сожалению, бизнес очень долго отсиживался в кукурузе и думал, что кто-то что-то где-то когда-то сделает. Но досиделись до того, что зарплаты растут, а кадры не растут профессионально, более того, их в сельской местности и нет. Теперь мы спохватились и начинаем что-то делать.

Я думаю, что время еще не потеряно, но начинать надо уже сейчас. Именно поэтому, совместно с НУБиП Украины мы начинаем образовательный проект «Агрокебеты». Проект, где 14 крупных аграрных компаний проявили заинтересованность в подготовке агрокадров будущего, готовы складываться деньгами, брать студентов на практику, давать от предприятия своих менторов и делиться своими знаниями. И я даже больше радуюсь не тому, что на выходе мы получим 50 специалистов своего рода «Farm managers», а тому, что эта группа компаний сделает правильный учебный план для дальнейшей его имплементации по всей стране.

Вы говорите, что учить нужно и преподавателей, поскольку и им не хватает знаний в практическом плане. Где тогда искать компетентных преподавателей и каким должен быть уровень их заработной платы?

Алекс Лисситса: Сама система оплаты преподавателям в украинских университетах требует изменений. Зарплаты не должны быть привязаны к количеству прочитанных лекций, потому что каждый преподаватель берет на себя большую нагрузку, целыми днями сидит в университете, так как нужно деньги зарабатывать и домой что-то нести. Как следствие — у него совсем нет времени для занятия наукой. Изменить эту систему можно только одним путем — отказаться от регуляторных актов, которые не дают возможности в университете автономно решать дела. Если бы у ректора была возможность самостоятельно определять, кто какую получит заработную плату, и давать высшую тем, кто стабильно показывает высокие результаты, кто популярен среди студентов или работает на производстве, то ситуация была бы совсем другой. Мы жалуемся, что у нас плохие преподаватели, но вопрос сейчас стоит уже далеко не так, а именно как удержать имеющихся, так как завтра мы можем остаться вообще без кадров в университетах и колледжах.

Станислав Николаенко: Сегодня заработная плата нашего преподавателя является мизерной по сравнению с зарубежьем. Средняя заработная плата профессора в США составляет $9,5 тыс., Германии — $4,2 тыс., Польше — $1,1 тыc., Китае — $1 тыс., Украине — $321. Конечно, кроме базовой ставки, преподаватель может получить еще одну премию за счет написания научных статей, участия в международных конференциях, сотрудничества с бизнесом. Мы в НУБиП ввели рейтинговую систему оценки работы преподавателя, платим за научные исследования, сотрудничество с бизнесом, качественное преподавание. Зарплата у хороших преподавателей возрастает вдвое.

Вы знаете, есть такое выражение: «Когда коня куют, а жаба ногу подставляет». Вот все интересуются, почему нашего университета нет в сотне лучших мира. А вы посмотрите на годовой бюджет ведущих вузов: Гарвардский университет — $36,7 млрд, Йельский университет — $20 млрд, Стэнфордский университет — $18 млрд, Айовский университет — $1,43 млрд, Гумбольдский университет — $0,5 млрд, Варшавский университет — $137 млн, НУБиП Украины — $37,5 млн. Все украинские университеты имеют годовое финансирование около $780 млн! И когда ректор дружественного Пенсильванского университета (США) предлагает мне скинуться по $3 млн и сделать совместный научный проект, а у меня всего на науку есть $2,5 млн, то я просто не могу этого сделать, потому что решаю вопрос, чтобы тепло было в корпусе, чтобы вовремя зарплату все получили, чтобы в общежитиях была горячая вода. Вот это мой уровень задач на сегодня, а от меня требуют, чтобы я был лучшим в мире. Хотя, конечно, задача правильно стоит. И мы идем к этому.

И чтобы вы не думали, что мы сидим, сложа руки, замечу, что больше 400 млн грн в год университет зарабатывает как через научные проекты, так и путем ведения хозяйственной деятельности. Кстати, в 2018 году в наших учебно-опытных хозяйствах мы имели более высокие показатели урожайности зерновых и надоев молока, чем в среднем по области: 70 ц/га и более 7000 кг на одну корову соответственно. Сейчас в международном рейтинге QS мы поднялись за 2018 год на 10 позиций и имеем 190 место среди стран Восточной Европы и Азии. Но при таком бюджете это делать очень сложно.

Целесообразно ли было бы передать высшую школу в руки самих же университетов?

Станислав Николаенко: Знаете, как сейчас формируется государственный заказ? Посмотрели в потолок и сформировали. Ректор Аризонского университета Майкл Кроу в своей книге «Модель нового американского университета» пишет: «Задача университета — подготовить качественные кадры для штата Аризона и для всей Америки». А у нас в приоритетах Министерства образования и науки что написано? Подготовить качественных специалистов и интеграция в европейское пространство. Если свести эти две задачи, то, получается, для кого мы готовим кадры? Главное для украинских вузов — готовить качественные кадры для нашей экономики, социально-гуманитарной сферы.

Вот вы говорите, что нет специалистов. А вам правительство пошло навстречу или собрало данные, сколько нужно агрономов или ветеринаров? Нужно, чтобы правительство отдало нам эти функции, потому что они не только не хотят, это просто не их дело. У меня в этом кабинете нет дня, чтобы не сидели бизнесмены. Университет уже сегодня просят дать 75 агрохимиков, 90 агрономов, 30-40 электриков и инженеров. Я звоню деканам, а мне говорят: «Извини, Станислав Николаевич, уже все разобраны».

Надо менять парадигму развития украинского бизнеса, аграрного сектора. Нужно понять, что рост ВВП и рост урожайности — еще не значит благополучие страны, следует беспокоиться и о социальной сфере, улучшать финансово-кредитную, ценовую политику.

Алекс Лисситса: Если говорить о государственной политике, то почему нельзя было ввести новый налог на вывод капитала? Ведь методика очень простая: все, что вы зарабатываете в Украине, вся ваша прибыль, которая здесь остается, — она не облагается. Соответственно, если нет налога на прибыль, то можно на два разделить всю налоговую инспекцию. Ведь на самом деле эта налоговая инспекция никому не нужна. Они приходят контролировать каждую первичную документацию, каждый путевой лист, каждую командировку. А со студентами — это отдельная история. Берем сейчас из Нежинского агротехнического института 50 человек на практику. Практику хотим оформить легальным путем, тогда их нужно оформлять на полставки на работу, но чтобы взять на работу, им должно быть 18 лет, и к тому же они по документам еще студенты и не имеют права быть официально трудоустроенными. И получается замкнутый круг, который разорвать в компетенции правительства.

Аграрная сфера имеет не очень хороший имидж. Как сделать ее привлекательной для молодежи?

Станислав Николаенко: В 2018 году наш университет выбрали умные дети, баллы которых чрезвычайно высоки: Владислав Богданец поступил на агрохимию с конкурсным баллом 200 (таких детей в Украине всего 100), Игорь Ходаковский (технология производства и переработки продукции животноводства) — 200 баллов, Анна Тимчий (биотехнология и биоинженерия) — 198 баллов, Артем Клименко (агрономия) — 198 баллов, Дарина Кипич (защита и карантин растений) — 197 баллов. То есть, имея высокие баллы, студенты выбирают все-таки аграрное учебное заведение.

В НУБиП Украины есть немало международных магистерских программ с возможностью двойного диплома: Master of Business Administration in Agriculture (MBA) в Университете прикладных наук Вайенштефан, Триздорф (Германия), Master of Food and Agribusiness (MFA) в Университете прикладных наук, Анхальт (Германия), «Энергетика и автоматика биосистем» и «Экономика и менеджмент» в Варшавском университете наук о жизни (Польша), «Экология» и «Социальная педагогика» в Поморской академии в Слупске (Польша), «Экономика и менеджмент» в Словацком аграрном университете, Нитра (Словакия), «Менеджмент», «Качество и безопасность продукции» и «Компьютерные технологии» в Академии бизнеса, Домброва-Гурнича (Польша). Также у нас функционируют современные лаборатории, в которых можно проводить опыты.

У нас 44 студента из университета — это победители и призеры всеукраинских студенческих олимпиад. Это третий показатель из 296-ти украинских университетов. За нами первые места по общей экологии, которая, кстати, не является аграрной специальностью, по информатике, ветеринарной медицине, химии, технологии производства и переработки продукции животноводства и энергетике. Вот мне говорят: «Для чего у вас факультет информационных технологий?» Так как раз для того, чтобы пришел на него агроном или ветеринар и дал задание для написания программы по проектированию урожайности или учету стада.

Если еще 3-4 года назад в нашем университете из села было под 70% студентов, то сегодня уже 50 на 50. И это не совсем хорошо, это следствие неумелой политики власть имущих. Средний балл на зачисление к нам студентов на специальность «Биотехнология и биоинженерия» составляет 189, «Ветеринарная медицина» — 183, «Менеджмент» — 186, «Агрономия» — 177, и ниже этих баллов в вуз ты не попадешь. Именно поэтому при нашем университете есть подготовительное отделение, где преимущественно учатся дети из села.

Алекс Лисситса: И это правильно, ведь сельские дети не имеют соответствующего уровня знаний из-за укрупнения или перевозки школ, мизерной зарплаты учителей и отсутствия базы как таковой.

Станислав Николаенко: Вы, кстати, знаете, что у нас в университете есть живой лауреат Нобелевской премии? Анатолий Швыденко, который закончил у нас лесохозяйственный факультет, защитил кандидатскую и докторскую работы, в 2007 году получил Нобелевскую премию мира в составе Международной группы экспертов по вопросам изменения климата. Он в прошлом году приезжал к нам на 120-летие университета. Вы думаете, кому-то это интересно в Украине? Хотя бы одна телекамера была, хоть один корреспондент приехал? А мы всех пригласили. Это о чем говорит? Вот если бы мы сейчас подрались с Лисситсей или друг на друга кофе плеснули, то это всех бы заинтересовало.

Алекс Лисситса: Рейтинги однозначно пошли бы вверх (улыбается).

Поможет ли в популяризации агрообразования проект «Агрокебеты»?

Станислав Николаенко: Что касается «Агрокебетов», то университет двумя руками «за». Знаете, есть такое крылатое выражение: «Чтобы стоять на месте, надо в два раза быстрее бежать». То нам нужно в три раза быстрее бежать, чтобы догнать мировой бизнес. А менторы проекта будут сотрудничать с нашими преподавателями и помогут им повысить свои навыки и умения. Данная программа усилит наше производственное направление. Ведь знания мы даем, умения — частично, навыки — уже сложнее, а компетенций — нет. И именно этот вопрос решат «Агрокебеты», где и будут сформированы компетенции.

Алекс Лисситса: Для меня «Агрокебеты» — это проект, который даст возможность изменить именно подходы. Если он заработает сейчас на базе аграрного менеджмента, то можно изменить эти подходы и в экологии, животноводстве и др. Мне очень важно, чтобы украинское аграрное образование стало интересным, современным и отвечало запросам бизнеса. Я надеюсь, что негативный имидж, который сформировался в аграрной сфере, изменится. Для этого мы будем активно работать с молодежью и показывать, что агро — это круто, инновационно и востребовано на рынке.

Я очень рад, что господин ректор и руководство факультета поддерживают этот проект, потому что на самом деле без этой поддержки очень трудно. И мне очень импонирует тот факт, что мы наконец-то сошлись — есть ректор, который смотрит в будущее, есть факультет, который готов нести эту нелегкую ношу, и бизнес, который готов вкладывать в это свои ресурсы. А это не так уж и просто. Вы представьте: забрать 20 человек с производства, привезти их сюда, чтобы они преподавали. Потом забрать 50 студентов и направить их на 6 месяцев на практику, и за все это снова платить. Это большие средства. По моим подсчетам, на программу за два года будет потрачено около 10-15 млн грн, которые сейчас мы активно собираем.

Не станут ли «Агрокебеты» конкуренцией для аграрного менеджмента, который уже есть в НУБиП Украины?

Станислав Николаенко: По моему мнению, наоборот, это развитие, это современный аграрный менеджмент, современная бизнес-школа. Я читаю курс управления, и я не могу общаться со студентами, потому что они не знают процесса производства. Так как при таких условиях можно стать хорошим руководителем? Поэтому нужно полностью менять все учебные планы.

Алекс Лисситса: Полностью согласен. Время не стоит на месте, и устаревшие учебники уходят в прошлое, а на смену им приходят умные программы. В последнее время много разговоров идет о переполохе из-за «Агрокебетов» в других «модных» киевских бизнес-школах и вузах. Я, честно говоря, не вижу здесь никакой конкуренции, потому что наш проект сделан под агросектор. Но переполох в Киеве мы немного навели, и это хорошо. Если киевские бизнес-школы насторожились, значит мы движемся в правильном направлении.

Спасибо за содержательный разговор.


*Для справки: перед началом встречи мы побывали в новых современных лабораториях на факультетах животноводства и водных биоресурсов и агробиологическом, увидели студентов за исследованиями, и это нас порадовало. НУБиП на марше, сотрудничает с бизнесом, иностранными компаниями.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua