Продажи племенных животных с началом войны практически остановились, котировки остались на довоенном уровне.
Об этом говорится в сообщении ассоциации «Свиноводы Украины».
Как отмечается, в сегменте торговли племенными животными и реммолодняком не наблюдается активность, сопоставимая с ситуацией на рынке свинины или товарных поросят. Так, цены на чистопородных и гибридных хряков и свинок остаются относительно устойчивыми, а отечественные нуклеусы и племрепродукторы не ощутили преимущества от отсутствия поставок импортируемой генетики.
«Ситуация с реализацией племенных животных сейчас очень сложная. Так, ряд наших заказчиков отказываются от своих контрактов или выполняют их только частично. Мы и не настаиваем, ведь понимаем, что война — не время для инвестиций. И определенное снижение цен на нашу продукцию не повлияло на спрос. Возможно, со временем появится спрос на ремонтное поголовье со стороны предприятий западных областей, однако пока заметных сдвигов мы не видим», — комментирует руководитель ООО «Угринов Эко ферм» (Львовщина) Богдан Бандривский.
Срыв поставок племенных животных с начала войны подтверждает директор ООО «Агропрайм-Холдинг» (Одесчина) Виктор Маслов.
«Если сравнивать с довоенным периодом, когда у нас партии племенных животных были расписаны до конца года, сейчас рынок практически не работает. Так, один из наших клиентов оказался в зоне боевых действий, другие приостановили закупку реммолодняка из-за приближенности к регионам повышенного риска и неопределенности ситуации. «Точковые» продажи местным свиноводам есть, однако объемы реализации несопоставимы. Цены мы не меняли, однако, если бы и снизили, спрос бы это не стимулировало, ведь люди боятся вкладывать деньги в проекты с длительной окупаемостью. Гораздо проще откормить поросят и вернуть вложения уже через 3-4 месяца», — пояснил он.
В то же время Юрий Малиновский из ООО «Эко Мит» (Львовщина) видит предпосылки для постепенного выхода рынка из «застоя».
«Конечно, больше всего пострадали предприятия на востоке, в том числе и наши клиенты. Большая часть свиноводов в относительно безопасных регионах еще опасается вкладывать деньги в поголовье, боится рисковать. Так что нельзя сказать, что работаем, как раньше. Из-за таких настроений мы находимся в «подвешенном состоянии», и отсутствие доступа к импортированной генетике пока не дает преимуществ.
Однако ряд операторов в центре и на западе постепенно приходит в себя: предприятия делают инвентаризацию, начинают более активную выбраковку маточного поголовья и планируют заменять более продуктивной «свежей кровью». Производители осознают, что те потери, которые уже понесло и может еще понести свиноводство на востоке и юго-востоке страны, надо будет компенсировать производителям, которые сохранили производство — страну нужно будет кормить. И проактивные операторы уже делают необходимые шаги, чтобы вовремя ответить на рыночный запрос, когда он будет ощутим», — уверяет он.