Если Укрзализныця не модернизируется, агробизнес переориентирует свою логистику

27 марта 2025, 08:00 1398

Украинские аграрии будут развивать альтернативные варианты перевозки продукции, если «Укрзализныця» не сможет улучшить эффективность в ближайшее время.

Такое мнение высказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Олег Хоменко, сообщает пресс-служба ассоциации.

По его словам, хотя 2024 год стал более лояльным для агробизнеса с точки зрения ценообразования и продаж, однако сотрудничество украинских аграриев с «Укрзализныцей» до сих пор оставляет желать лучшего. Если в 2022-2023 годах, несмотря на повышение тарифов и значительные временные логистические расходы, агросектор не имел существенного выбора в вопросах перевозок, то сейчас есть определенные изменения.

«Оккупация 20% территорий привела к сокращению производства сельскохозяйственной продукции, поэтому даже в лучшие урожайные годы объем перевозок не превысит 65 млн т агропродукции. УЗ необходимо учитывать такое уменьшение потенциального спроса на свои услуги со стороны агросектора. Но вместо этого планируется увеличение тарифов при отсутствии улучшения эффективности», — отметил Олег Хоменко.

Среди главных проблем УЗ он назвал следующие:

  1. Низкая скорость перевозок. Сельскохозяйственная продукция из условного элеватора в Черниговской области в условный порт в Одесской области, по расчетам «Укрзализныци», двигается со средней скоростью 50 км в день. То есть срок доставки — 10-11 дней, за которые приходится платить.
  2. Отсутствие должного GPS-трекинга для отслеживания вагонов.
  3. Дотирование пассажирских перевозок за счет грузовых и попытки компенсировать убытки путем повышения тарифов.
  4. Низкий уровень вовлечённости современных технологий.

Основная причина проблем — монопольное положение «Укрзализныци», считает специалист. Отсутствие конкуренции позволяет компании диктовать условия. Улучшить ситуацию могло бы разделение «Укрзализныци» на три отдельных направления: пассажирские перевозки, инфраструктура и грузовые перевозки.

«Кроме этого, УЗ нужно развивать искусственный интеллект на железной дороге и идентификацию движения своих вагонов. Когда будет диджитализация и накопление большого количества данных по перевозкам, аналитики достаточно быстро выявят большое количество узких мест, над которыми нужно работать «Укрзализныце», чтобы без повышения тарифов повысить свою эффективность. Впрочем, если модернизация не произойдет, агробизнес быстро адаптируется самостоятельно. Уже сейчас аграрии владеют и используют сотни собственных вагонов, и если УЗ продолжит повышать тарифы без улучшения качества услуг, они вынуждены будут переориентироваться на автомобильную логистику, обеспечивая независимость своего бизнеса», — считает Олег Хоменко.