Так объяснила в своем блоге на ЭП и.о. министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева целесообразность существования Минагропрода.
Она отметила, что сейчас идет много разговоров вокруг необходимости существования тех или иных министерств.
«Вопрос целесообразности существования в нашей стране отраслевого министерства обусловливается логикой обеспечения экономического роста (18% ВВП и 40% валютной выручки формирует сегодня именно АПК) и мировым опытом — этим путем идут довольно эффективно почти все страны — мировые лидеры на продовольственных рынках (от США, Бразилии, Австралии, Китая, Канады, и в ЕС, где каждая страна — член имеет не только собственно министерство, но и общеевропейский директорат DG Agri). На глобальном уровне в структуре ООН также имеем отдельную организацию — ФАО, — отметила она.
Также можно встретить примеры, где вопросы сельского хозяйства и сельских территорий объединены с вопросами охраны окружающей среды и природопользования, добавила Трофимцева.
«Не скрою, многие страны проходили через объединение/присоединение министерств сельского хозяйства (этим путем прошли и США, и Германия, и Франция, и даже Нидерланды). Однако в конце концов все они так или иначе приходили к признанию необходимости отдельного министерства, которое бы выполняло функции формирования и реализации аграрной политики своих государств. Потому что это не только много специфических подотраслей (в нашем случае — 49), которые требуют соответствующего уровня знаний, понимания и навыков, но и «искусство» медиации между интересами и потребностями производителей, общества и государства как субъекта», — добавила она.
Осознавая существующие темпы роста производительности в АПК и необходимость модернизации производства, важность стимулирования формирования добавленной стоимости непосредственно производителями агропродовольственной продукции, обеспечение эффективности использования имеющихся ресурсов, и концентрацию на производительности отрасли, по мнению Трофимцевой, наиболее чувствительными точками роста в последующих периодах должны стать такие «краеугольные камни»:
- инновационность — обеспечение технологичности, трансфера технологий, наукоемкости, эффективности и производительности агропродовольственного производства;
- конкурентоспособность и экспорт — концентрация на эффективности и устойчивом использовании ресурсов, на производительности труда, создании добавленной стоимости и оптимизации энергозатрат на единицу продукции;
- управление рисками и формирование подходов climate smart agriculture — развитие механизмов управления финансовыми, технологическими, коммерческими, природно-климатическими и другими рисками, стимулирование разработки и внедрение мероприятий страхования, адаптации к изменениям климата и эффективного использования ресурсов;
- развитие сельских территорий — приоритет по развитию сельских территорий является сквозным направлением, взаимосвязанным с среднесрочными целями правительства в части достижения экономического роста, эффективного управления и развития человеческого капитала.
«Общественную и профессиональную дискуссию, по моему мнению, нужно направлять на формирование нового видения относительно основных задач министерства как в сфере формирования аграрной политики и управления сектором, так и в сфере его «обслуживающей» функции: как медиатора, лоббиста и беспристрастного экономиста-аналитика для АПК», — считает она.