Ключевым барьером для экспорта украинских продуктов переработки зерновых остаются проблемы с логистикой.
Об этом заявил директор ГС «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский, пишет «АПК-Информ».
Он отметил, что несмотря на поддержку Европы, ограниченность маршрутов и высокие затраты затрудняют выход украинской продукции на мировые рынки.
По словам Рыбчинского, весомую поддержку оказали так называемые «пути солидарности» — маршруты, открытые для украинского экспорта странами ЕС через свою железнодорожную инфраструктуру, в частности в балтийские и польские порты. Однако эти альтернативы не способны полностью компенсировать потерю традиционных маршрутов.
«Балтийские порты, с одной стороны, интересны тем, что здесь есть прямые контейнерные линии и возможность отгрузки на Северную Америку, Южную Азию и так далее. Но это очень большой круг для того, чтобы товар туда попал», — пояснил эксперт.
Так, только порт Венспилс (Латвия) в 2023 году незначительно увеличил перевалку украинской продукции по сравнению с 2021 годом. Через порт Клайпеда (Литва) объемы упали почти вдвое. Зато польские порты существенно нарастили объемы обработки украинского зерна и продуктов его переработки.
Впрочем, несмотря на сложности, балтийские порты остаются важным элементом экспортной логистики. Среди их преимуществ Рыбчинский назвал стабильный климат, современную инфраструктуру, короткие сроки доставки в Европу, меньшие заторы и высокую безопасность судоходства. Основным недостатком остаются высокие логистические затраты — в 2-3 раза больше, чем через дунайское направление.