Мнение: В срыве форвардов виноваты не только фермеры, но и зернотрейдеры

22 ноября 2020, 09:55 2116

Причина невыполнения сельхозпроизводителями обязательств по форвардным контрактам состоит в плохом расчете всех рисков как фермерами, так и трейдерамии, а также снижении качества менеджмента компаний.

Такое мнение высказал экс-менеджер компании «Бунге Украина» Юрий Шарапаев, пишет Landlord.

«Фермер при заключении контракта понимал все риски и по сути при выполнении был бы хоть и с минимальной, но выгодой, некоторые по итогам так и сделали. Но обвинять в непорядочности только фермера считаю несправедливым», — отметил Юрий Шарапаев.

Он подчеркнул, что не понимает, почему никто не говорит о менеджменте и рядовых сотрудниках компаний-трейдеров, которые несут ответственность не только перед своим руководством и владельцем, но и контрагентами, благодаря которым трейдеры работают и имеют прибыль. Форвардные контракты, как правило, заключают те компании, которые это делают уже не первый год.

«Вот только в последнее время во многих компаниях не только сменился менеджмент, который перестал взвешивать риски и сопоставлять ситуацию по каждому виду товара, но и в целом структура компаний, где аналитика и кадровый профессионализм стали неважны», — обратил внимание предприниматель.

Он напомнил, что ранее, перед заключением форвардов, предлагаемая стоимость товара рассчитывалась очень взвешенно, и для этого привлекались практически все подразделения компании: изучалось состояние посевов не только в Украине, но и в других странах, влияющих на ценообразование культур. Кроме того, финансисты пытались прогнозировать возможные изменения курса валют, а все особенно чувствительные позиции контрактов дополнительно защищались предоплатой, и для устранения любых рисков и «подводных камней» могли привлекаться услуги страховых компаний.

«Однако главным аспектом всегда была непосредственная коммуникация региональных представителей с контрагентами. Ведь именно они являются инициаторами сделки и несут полную ответственность за выполнение контрактов. А в случае возникновения каких-либо форс-мажоров — ищут выход из проблемных ситуаций, рассматривая варианты пересмотра цены, закрытия контракта другим товаром и т.д.», — рассказал Шарапаев.

То есть искались варианты возмещения упущенной прибыли для компании, которую представляет менеджер, при одновременном сохранении хороших отношений. В наиболее сложных ситуациях к диалогу подключался ответственный топ-менеджмент центрального офиса с генеральным директором компании. Пока же главный менеджмент многих компаний-трейдеров практически недостижим, а весь диалог письменно ведут юридические подразделения.

«Подытоживая сказанное, хочу отметить, что, к сожалению, сегодня зернотрейдеры начали забывать, что практически любой бизнес является прибыльным и успешным только в случае долгосрочных взаимоотношений с поставщиками товаров и услуг», — добавил в заключение Юрий Шарапаев.