Мнение: Мукомолам стоит продвигать свою продукцию на внутреннем рынке

15 февраля 2019, 15:59 2450

Перспективы экспорта украинской муки на сегодня выглядят не лучшим образом.

Такое мнение высказал директор ОО «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский в своей статье на портале Agravery.

Как отметил специалист рынка, в прошлом сезоне количество муки, экспортируемой постоянно росло, перешагнув рубеж в 400 тыс. тТ. Украина поставляла муку в 80 стран мира. При этом основным покупателем продукта была КНДР (40% от общего экспорта) туда продукция поставлялась как по прямым контрактам, так и транзитом через другие страны.

«Однако наша продукция плыла морем, тогда как Россия недавно начала поставлять железной дорогой и КНДР резко остановила закупки из Украины. Но была и другая сложность для производителей — в прошлом году они столкнулись с большой проблемой с железнодорожным транспортом — платформами и вагонами-зерновозами», — напомнил эксперт.

Соответственно, по его словам, мукомолы не могли заключать контракты с четкими датами поставок на экспорт. Ибо в графике мука уже должна была плыть кораблем в направлении экспортера, а на самом деле могла ждать на станции погрузки в вагон.

«Понятно, что это бьет по имиджу страны, большие репутационные потери для самого производителя, который уже вложил немалые средства в оборудование, сертификаты и т.д.», — пояснил Родион Рыбчинский.

Он также отметил, что «Европа, как рынок сбыта — это тоже не всегда хороший вариант».

«Понятно, что европейцы уже давно сформировали свой рынок, и не очень хотят пускать импорт из Украины. Поэтому они искусственно увеличивают требования к продукции, таким образом защищая своих производителей», — пояснил специалист.

По словам Родиона Рыбчинского, украинский рынок не сформирован сам по себе. Нет, как например в той же Финляндии, популяризации полезной крупяной и мучной продукции, или же новой уникальной продукции, которую реально захотелось купить потребителю.

«Как было три сорта муки раньше, так и есть, как была гречка так и есть, а на ее основе можно сделать кучу интересных, полезных продуктов. К примеру, Украина является ведущим производителем кукурузы в мире, однако внутри страны кукурузные крупы и муку регулярно употребляет лишь несколько процентов населения. И производят их именно для экспорта, ведь выращивают, как правило, фуражные сорта, а не для использования в пищу», — отметил он.

Такая ситуация, по его мнению, сложилась из-за того, что нет культуры потребления продукта и тратиться на технологии производители не хотят — лучше продать через трейдера, или напрямую.

«Иногда совсем не обязательно производителю искать рынок сбыта, его можно найти и внутри страны не тартясь на транспортировку. Так, затраты на рекламу и продвижение будут сначала больше, чем «влезть» со своим контрактом на богатый азиатско-африканский рынок, но и рисков существенно меньше. Добавлю лишь один красноречивый факт — каждый 10-15 контейнер на пути к этим рынкам загадочным образом исчезает в процессе транспортировки, как и деньги за товар», — отметил руководитель «Мукомолов Украины».