79% представителей транспортной отрасли считают необходимым развивать сеть стратегических универсальных транспортных хабов в западных регионах Украины. Новая инфраструктура, по их мнению, может стать резервом мощностей и обеспечить быструю переориентацию экспортных цепочек.
Об этом свидетельствуют результаты опроса «Инфраструктурный индекс», проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией совместно с юридическими фирмами Arzinger и Sayenko Kharenko.
Как говорится в сообщении ЕБА, 76% соглашаются, что стоит развивать проекты по развитию транспортной инфраструктуры (морские терминалы, железная дорога) европейских стран-соседей за счет украинских инвестиций, поскольку это поможет обеспечить диверсификацию экспортно-импортной логистики.
«Наиболее актуальными инвестиционными проектами в Европе и Украине для рынка логистики респонденты назвали (1) развитие автомобильных путепроводов, соединяющих Украину и европейские страны, (2) строительство в Украине стратегических универсальных транспортных хабов в качестве резерва мощностей на случай повторения агрессии рф, (3) развитие евроколеи (1435 мм) на территории Украины», — уточняют в ассоциации.
Внедрение «зернового соглашения» существенно уменьшило давление на железнодорожную логистику. При этом 35% опрошенных специалистов по логистике считают, что альтернативы этому соглашению нет. Другие 40% называют альтернативой западное сообщение через границу (железная дорога, автоперевозки, порты), 29% — строительство терминалов по перегрузке и хранению на территории европейских государств-соседей, и 16% считают, что Дунайский кластер может стать альтернативой зерновому коридору.
Кроме того, опрос показал, что подавляющее большинство транспортных компаний, а именно 71%, не останавливали свою деятельность и продолжают работать сегодня, 23% останавливали работу, но уже частично возобновили, и 6% останавливали работу, но уже полностью ее возобновили.
Среди опрошенных ассоциацией предприятий транспортной отрасли 66% понесли прямые убытки в результате боевых действий. Из них 55% оценивают уровень нанесенного ущерба как значительный, 42% — как незначительный, и 3% считают восстановление невозможным или нецелесообразным.
Восстановить поврежденные мощности уже после завершения войны планируют 44% компаний, еще 24% планируют восстановление в ближайшее время. При этом 27% компаний уже восстановили мощности. И всего 5% не планируют их восстанавливать.
«Самыми большими вызовами военного положения компании назвали: на первом месте — изменение логистики из-за блокады портов, на втором — уменьшение спроса на товар/услуги, и на третьем — проблемы с энергоснабжением», — уточнили в ЕБА.
Как отметила партнер Arzinger Марина Шарапа, результаты опроса показывают, что компании транспортного сектора преимущественно оправились от весеннего падения, оценили вызовы и риски, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
«Будем реалистами: говорить в период отчаяния войны, активных боевых действий и постоянных ракетных обстрелов о хоть каком-то прогнозируемом восстановлении транспортной отрасли рано. Однако уже сейчас у бизнеса вырисовывается понимание того, что после войны будет стоять задача не только о возвращении к довоенному состоянию отрасли, но и о реализации новых возможностей, прежде всего связанных с развитием инфраструктуры и логистики в западном направлении», — добавила она.