Об этом сообщает корреспондент AgroPortal.ua.
«Приятно, что несколько лет подряд AGROPORT начинает свою работу именно с Львовщины. Наша область готова быть всегда впереди во всех процессах, экспериментировать и принимать иногда непопулярные вызовы, но это помогает нам вместе двигаться вперед. Мы понимаем, что без аграриев ни одна область не способна развиваться», — отметил первый заместитель председателя Львовской ОГА Василий Лозинский.
Во время стратегической сессии AGROPORT спикеры и участники выделили 5 актуальных факторов для агропромышленного комплекса Львовщины.
Стратегия
По словам Василия Лозинского, Львовской ОГА была принята «Стратегия развития агропромышленного комплекса Львовской области до 2027 года», где определены 5 ключевых направлений. Областная программа поддержки АПК на 2020 год составляет 18 млн грн.
«В первую очередь это органика, безопасные и качественные продукты. На Львовщине сейчас нет крупного промышленного производства, которое влияет на экологию, поэтому также будем развивать туризм. Все эти вещи прописаны и являются стратегическими целями нашего движения», — отметил Василий Лозинский.
По его словам, в течение марта на сессии областного совета будет утвержден план реализации стратегии. К ней будут привлечены как областной и местные бюджеты, так и спонсорские средства.
«Если бизнес видит, что это интересно государству, и в рамках действующего законодательства оно готово предоставить приоритеты, то бизнес тоже приобщается к проектам», — говорит Василий Лозинский.
Усиление контроля рынка
По мнению производителей, сегодня контроль качества продукции и производителей является недостаточным.
«Чтобы навести порядок на рынке, нужно взять за пример опыт Германии, где ведется аналитический контроль, а именно — сколько рынок потребляет продукции, и автоматически выдаются разрешения производителям на ее выращивание и реализацию. Чтобы не было перепроизводства продукции и обвала цен на рынке», — отмечает владелец фермы «ФайнаBerry» Николай Стецькив.
Отсутствие страхования
Также болезненным вопросом для сельхозпроизводителей является недоступность для небольших фермеров такой услуги как страхование.
«Фермер даже если бы и хотел застраховать посевы или насаждения, ему негде это сделать. Было бы правильно на уровне областной администрации продумать механизм или создать фонд, с помощью которого при определенных ситуациях и природных опасностях можно было получить выплаты по страхованию или возможность кредитования для приобретения, например, градобойной сетки для насаждений. Такой подход мотивирует фермеров выходить из тени в официальную плоскость», — уверен Николай Стецькив.
Коммуникация между ОТО и аграриями
Ранее информацию по области можно было брать в Департаменте агропромышленного развития, теперь эти полномочия переходят к ОТО. Фактически же пока связь между властью, производителями и другими участниками рынка рассредоточена.
«Стратегию развития нашей общине помогали разрабатывать польские коллеги. Мы ее написали в 2016 году и очень радовались, потому что думали, что она нам поможет двигаться в выбранном направлении. Но через три года мы поняли, что наша стратегия требует доработок, ведь было мало учтено сельское хозяйство. После получения в распоряжение Заболотцевской ОТО земель населенного пункта мы проводили встречи с нашими агропроизводителями, поскольку они остаются основными налогоплательщиками в бюджет ОТО — более 50%. Мы спрашивали у них, что им нужно для развития», — рассказывает глава Заболотцевской ОТО Мария Дискант.
По ее словам, на территории ОТО работает два сельхозпредприятия, которые обрабатывают более 2,5 тыс. га, две птицефабрики и фермерские хозяйства. За последние два года зарегистрировались еще две птицефабрики, что обеспечило 150 дополнительных рабочих мест.
«За последний год создалось также еще три фермерских хозяйства. Мы нашли точки соприкосновения и пути сотрудничества, которые помогают аграрному бизнесу развиваться, а ОТО — иметь надежного партнера и налогоплательщика.
Получив землю, мы решили, что в первую очередь будем предоставлять ее хозяйствам, которые зарегистрируются на территории ОТО. Это подтолкнуло людей к началу ведения сельскохозяйственного производства», — отмечает Мария Дискант.
Объединение ради развития
Очень часто небольшим производителям не хватает координации и объединения усилий.
«Чтобы донести мысль или защитить бизнес-интересы, обычно бизнес объединяется, имеет общие аргументы и позицию, и с ними приходит в органы государственной власти. Большой бизнес объединен в бизнес-ассоциации. Собственно объединение локальных производителей вокруг общей цели в рамках клуба поможет скоординировать усилия и обеспечить на эффективном уровне общение бизнеса, власти и общества», — отмечает старший менеджер по работе с органами государственной власти ПАО «Карлсберг Украина» Юлия Стельмах.
«Правильные объединения очень нужны. Мы уже анонсировали первый информационный инструмент Телеграм-бот. За первый день к нему присоединилось более 200 пользователей преимущественно из Львовской области. ОТО, производители, власть, другие участники рынка — все могут общаться между собой», — отмечает главный менеджер «Агропорт» Дмитрий Титаренко.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua