Об этом заявил директор Департамента безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Борис Кобаль.
По его словам, закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» предусматривает установление прозрачного механизма предоставления государственных гарантий безопасности и качества пищевых продуктов и внедрение государственного контроля в сфере санитарных и фитосанитарных мероприятий «от поля — к столу». Одным из обязательных требований для оператора рынка пищевых продуктов является система анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР). Это система, которая идентифицирует, оценивает и контролирует опасные факторы, являющиеся определяющими для безопасности пищевых продуктов.
Для постепенного перехода на использование процедур НАССР для производителей определен переходный период. Так, для мощностей, которые осуществляют деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых есть необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей), система должна быть введена в течение 3 лет с момента обнародования закона (с 20.09.2017). На мощностях, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей), — через 4 года (с 20.09.2018), а для малых мощностей — через 5 лет (с 20.09.2019).
«В зависимости от вида деятельности, предприятия должны ввести эту систему в сроки, предусмотренные законодательством. И Госпродпотребслужба имеет право проверять бизнес на предмет внедрения системы НАССР. За нарушение предусмотрены санкции», — отметил Борис Кобаль.
Он добавил, по результатам проверок нарушителей могут оштрафовать: юрлиц — в размере от 30-75 минимальных заработных плат, физических лиц-предпринимателей — от 3-15 минимальных заработных плат. Кроме того, есть угроза остановки работы мощности.
По словам Кобаля, такие проверки будут строиться в плановом режиме в соответствии с формой акта по соблюдению операторами рынка требований законодательства относительно введения НАССР.
В то же время он обратил внимание на то, что в Украине приобретает популярность услуга по сертификации НАССР.
«Мы замечаем, что сегодня не на всех предприятиях система НАССР введена и работает. Бывает, что у кабинета директора в золоченой рамке размещено сертификат о введении НАССР, однако проверка свидетельствует о большом количестве несоответствий. Сертификат каким-то образом получили, но система не заработала и требования закона не выполнили. Но вместе с этим законодательство не предусматривает обязательность сертификации предприятий на внедрение этой системы — диплома может не быть, но система должна работать», — заявил Борис Кобаль.