АО «Укрзализныця» (УЗ) устанавливает неравные условия для разных портов, и это имеет признаки злоупотребления монопольным положением, ограничивает конкуренцию и противоречит принципам равного доступа к инфраструктуре.
Об этом говорится в письме, которое написали операторы портов Одессы и Черноморска главе Министерства развития Алексею Кулебе и призвали его не поддерживать эту инициативу монополиста, пишет УНИАН.
Как указано в письме, после изменений в плане формирования поездов и сокращения тарифных расстояний с 5 апреля 2025 года для маршрутов на порт «Пивденный», стоимость перевозок в порты «Одесса» и «Черноморск» выросла на $2-2,6 за тонну, а после вероятной индексации тарифов может достичь и $4 за тонну.
«Это создает искусственно неравные конкурентные условия для ведения экспортно-импортной деятельности в морских портах «Черноморск» и «Одесса», что делает их неконкурентоспособными по сравнению с портом «Пивденный», — подчеркнули операторы.
В письме подчеркивается, что все три порта расположены рядом. Но «Укрзализныця» сознательно составляет более длинные маршруты до Одессы и Черноморска и таким образом искусственно удорожает логистику.
«Экспортеры уже сообщают, что планируют минимизировать сотрудничество с этими портами в сезоне 2025/26. Мы считаем, что установление неравных условий со стороны «Укрзализныци» имеет признаки злоупотребления монопольным положением, ограничивает конкуренцию и противоречит принципам равного доступа к инфраструктуре», — подчеркнули участники рынка.
Они призвали министра Кулебу и руководство УЗ пересмотреть тарифную политику и выровнять условия для портов по аналогии с мировой практикой. В качестве примера они привели США — там тарифы на железнодорожную перевозку в тихоокеанские порты унифицированы, несмотря на разницу в маршрутах в сотни километров.