К запрету на импорт селитры может быть причастен производитель удобрений в Украине

15 августа 2025, 18:00 806

Запрет на ввоз азотных удобрений через морские порты вызвал подорожание этой продукции для аграриев и возмущение импортеров.

Об этом пишет «Экономическая правда».

Как сообщил изданию один из участников рынка, представители власти провели два совещания по поводу запрета на перевалку удобрений. По его словам, военнослужащие готовы идти на компромисс в случае обеспечения соответствующих требований, однако Одесская ОВА боится брать на себя ответственность.

Другой собеседник говорит, что импортеры якобы располагают информацией о влиянии на главу Одесской ОВА Олега Кипера украинского производителя удобрений Group DF Дмитрия Фирташа.

«Группа Фирташа производит и взрывоопасные удобрения, в том числе аммиачную селитру. Если ракета попадет в «Ривнеазот» или «Черкассыазот», то города и жилые дома пострадают. Но предприятия продолжают работать», — отметил импортер.

Кроме того, бизнес возмущает, что под запрет попала не только селитра.

«Запрет на перевалку селитры правильный, поскольку из неё делают взрывчатку. Но запретили все удобрения, произведенные из аммония. Нитратная форма азота — это то, что взрывается, а есть еще амидная и аммонийная формы. Запретили перевалку всех форм азота», — рассказал ЭП один из импортеров удобрений.

«В порты идут удобрения, где есть только 10% азота — сульфатная форма, аммонийная, амидная — и их не пропускают. Хотя есть международные сертификаты, что эти удобрения не взрывоопасны, военные не обращают на это внимания. Была ситуация, когда «Искандер» попал в карбамид: упаковка расплавилась, а карбамид не взорвался», — отметил он.

Основное финансовое бремя запрета ложится на плечи аграриев, покупающих товар. За последние два месяца стоимость тонны селитры выросла с 21 тыс. грн до 25-27 тыс. грн, карбамида — с 24 тыс. грн до 28 тыс. грн.

«Сейчас сеют рапс и пшеницу, идет подготовка к новому году. До конца октября нужно вносить фосфорные и калийные удобрения. При этом Украина импортирует 2,5-3 млн т удобрений в год, а рынок оценивается в 4,5-5 млн т в год. Внутреннее производство составляет 1,5 млн т, то есть не покрывает и треть потребностей», — рассказал изданию один из импортеров удобрений.

Дефицит азотных удобрений может составлять 60%, фосфорно-калийных — 80%, прогнозирует собеседник ЭП.

В то же время перестройка логистики с морских портов на сухопутный путь приводит к удорожанию тонны удобрений на 50-80 евро.