Обещанной внешними партнерами финансовой помощи на 2025 год вполне достаточно для того, чтобы Национальный банк Украины мог перекрывать дефицит валюты на межбанковском валютном рынке.
Так что НБУ в полной мере сможет контролировать обменный курс, сообщил в комментарии LIGA.net глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук.
Он считает, что желание НБУ ослаблять гривню в ближайшие месяцы будет минимальным.
«Снимается риск устойчивого дефицита платежного баланса. Резервов будет достаточно, чтобы закрывать потребности и дисбалансы», — отмечает он.
По мнению Виталия Ваврищука, когда инфляция начнет замедляться поближе к лету, НБУ может несколько ускорить темпы девальвации.
«Думаю, что при любых обстоятельствах ослабление гривни по отношению к доллару более чем на 10-12% в течение 2025 года можно полностью исключить. Мы видим курс на уровне 45,7 грн/доллар в конце следующего года», — прогнозирует он.
Одним из факторов давления на гривню в 2025 году член Украинского общества финансовых аналитиков Андрей Шевчишин называет ожидание дефицита валютных поступлений через год. Также, по его мнению, украинский экспорт нуждается в стимулировании и конкурентных преимуществах в виде ослабления курса.
«К сожалению, повышение тарифов государственных монополий, таких как «Укрэнерго», «Укрзализныця», значительно ухудшает конкурентоспособность некоторых секторов экономики (металлургия, производство и логистика стройматериалов и т.п.), а значит, можно ожидать нехватку внутреннего производства, которую нужно будет покрывать импортом. Понятно, что импорт потребуется для восстановления, для удовлетворения потребностей населения, возвращающегося к нормальной жизни. Сохраняется тотальная топливная зависимость. Не говоря уже о сырье, основе экспорта, и всесторонней потребности в импорте товаров глубокой переработки», — говорит Шевчишин.
Еще важным моментом специалист видит необходимость Украины перейти к более либеральной модели валютного курсообразования и снятию валютных ограничений в преддверии этапа восстановления. А снятие ограничений приведет к мощному давлению на платежный баланс и украинские валютные резервы с давлением на гривню.
Также, по мнению Шевчишина, не стоит забывать о накопленных за годы войны инфляционных дисбалансах и других валютных перекосах, которые не нашли своего отражения в курсовых колебаниях.
«Эти факторы будут сказываться. Если убрать фактор жесткого контроля НБУ, то мы могли бы иметь в 2025 году курс 47,2-52,8 грн/доллар. А так, вероятно, в борьбе с сдерживанием инфляции Нацбанк будет максимально противостоять выходу курса за красные линии и будет удерживать его на согласованных уровнях в пределах 45-46 грн/доллар», — отмечает он.