Об этом сказал заместитель директора ННЦ «Институт аграрной экономики» Виталий Саблук, выступая перед фермерами во время международной выставки «АгроВесна».
«Конечный потребитель сельхозпродукции должен четко понять, кто именно перед ним на рынке: тотальный перекупщик-спекулянт или непосредственный производитель продукции. Поэтому старайтесь максимально рассказать конечному потребителю о вашем поле, скоте, средствах производства, выберите стабильное место продажи и идентифицируйте себя личной торговой маркой», — отмечает Виталий Саблук.
По данным эксперта, в последние годы в Европе и мире практически в 2,5 раза возрос удельный вес (в денежном эквиваленте) нишевых продуктов, которые реализуются именно на локальных рынках. Также растет потребление продуктов через рынок гостеприимства HoReCa (отель-ресторан-кафе). Зато сегмент супермаркетов сужается.
Тенденция показывает, что потребитель все чаще выбирает аутентичного ответственного производителя, стабильность и готов платить большую цену.
«У нас тоже другого пути нет. Иначе столкнемся с феноменом «болгарского тупика». В эту страну в 2007–2008 годах после вступления в ЕС зашли известные сети супермаркетов. В то же время прошла рекламная кампания, которая убеждала в низком качестве продукции мелких фермеров. Ее не допустили на территорию других стран Евросоюза из-за невыполнения параметров нормативной, репутационной ответственности. Тогда же и жители крупных городов, столицы тоже на 90% снизили потребление, к примеру, своего же перца, традиционно выращиваемого локально.
Митингующим малым предпринимателям, которые выражали свое возмущение, сообщили, что объемы для рынка будут покрывать крупные агрохолдинги, а мелкие производители могут прекратить деятельность и воспользоваться безвизом для заработков в Европе», — рассказывает Виталий Саблук.
Эксперт советует нарабатывать репутационную ответственность, которую видит конечный потребитель. Кроме того, объединяться для совместного действия в рамках маркетинговых групп и организаций, кооперироваться, договариваясь держать одну цену, марку, стандарт, демонстрируя солидарную ответственность.
«С моей точки зрения, прежде всего нужно упорядочить локальные местные рынки. Все большую заинтересованность в этом выражает и местное самоуправление. Самозанятые лица, которые непосредственно работают на земле, в животноводстве, должны также чувствовать свою защищенность правовую, налоговую, социально-пенсионную. Чтобы их развитие не затмили крупные производители и мы не попали бы в тупик, аналогичный болгарскому», — убежден Виталий Саблук.
Ирина Садовая, AgroPortal.ua