Такой прогноз в эксклюзивном комментарии AgroPortal.ua озвучил исполнительный директор Украинской ассоциации «Пояс и путь» Тарас Голуб.
Заниматься этим по китайским методикам, как и раньше, будет Госпродпотребслужба: аккредитацией производителей кукурузы, говядины, молочных продуктов и других продовольственных товаров, разрешенных к импорту в КНР предварительными межправительственными соглашениями.
«До начала работы на китайском рынке наши аграрии должны понять правила его игры: он функционирует по другим законам, не таким, как у нас. Во-первых, там работают на больших объемах, маленькой марже и с глубокой диверсификацией каналов дистрибуции. Победа — за крупными компаниями или конгломератом маленьких. Во-вторых, для успешной работы на этом рынке нужно жить у клиента, а настоящий китайский потребитель не покинет «государство в середине мира», — говорит эксперт.
То есть, стратегия сидеть в Украине и ждать клиента не принесет результата. «Сюда придет только посредник, а продажи в Китае можно профинансировать только вместе. Время покажет, смогут ли небольшие производители объединиться ради экспорта в Китай», — добавляет Голуб.
На его взгляд, самое значительное событие, которое должно состояться в украинско-китайских отношениях, — это открытие рынка птицы. Такое соглашение может быть подписано во втором или третьем квартале следующего года.
«Китайский рынок птицы привлекает своими высокомаржинальными продуктами. В частности, это лапки и некоторые субпродукты. Наши компании и сейчас поставляют их в эту страну, но по черным схемам», — говорит эксперт.
На первом этапе украинские производители смогут получить дополнительную маржинальную премию. Это возможно для тех, кто решил идти первым и хорошо подготовился. Затем ее объемы постепенно уменьшатся, и дальше она исчезнет вообще, как это произошло с премией на кукурузу и происходит с премией на подсолнечное масло.
Также актуальным является вопрос поставки полуфабрикатов и конечных продуктов, которые не подпадают под регулирование безопасности продовольственных товаров в КНР, но для этого нужны большие оборотные средства и маркетинговые бюджеты.
Новая эра может начаться и для украинского меда, считает Голуб. Его поставки в Китай были разрешены, пока этот продукт не попал в списки регулируемых, но на практике они практически не происходили, потому что продукт экспортировали через посредников. Например, через Италию.
«Почему так? Во-первых, чтобы работать на китайском рынке, нужны деньги. Надо иметь соответствующие оборотные активы, чтобы сразу поставить большую партию. Во-вторых, там предпочитают узнаваемую марку. Поэтому наши производители договаривались с тем, кто уже имеет такую марку, и под чужим брендом осуществляли поставки», — рассказывает Голуб.
Сегодня же можно будет договариваться о франшизе: к примеру, это может быть итальянская марка, но продукт произведен в Украине.
«Таким образом производители будут получать больше маржи. В перспективе это может быть долговременное сотрудничество», — подытожил исполнительный директор ассоциации «Пояс и путь».
Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua