Защита торговой марки = защита бизнеса

16 июня 2016, 07:02 4371
Марта Мруць

История СССР знает единственного легального миллионера — Василия Ремесло. Этот великий селекционер вывел революционные сорта зимостойкой пшеницы «Мироновская», что позволило сеять ее в самых отдаленных уголках тогдашнего государства и обеспечивать пропитанием миллионы. Но талантливых селекционеров, так же, как и гениев во многих других отраслях, было немало. Почему же тогда миллионером стал только один?

Все дело в том, что кроме незаурядных способностей Василий Ремесло владел жизненной мудростью и предусмотрительностью. Он запатентовал свое изобретение, причем оформил документы на себя, и получал роялти с каждого га земли, которую засеивали его революционной пшеницей.

Это яркий пример того, что правовая защита объекта интеллектуальной собственности важна не только для представителей интеллектуального труда. Даже если предприятие производит не интеллектуальный продукт, и кажется, что охранять нечего, у него все равно есть название и логотип. А это составляющие торговой марки — объекта интеллектуальной собственности, требующего обязательной юридической защиты.

Необходимость регистрации торговой марки (ТМ) объясняется как многими преимуществами и возможностями, которые она дает, так и рисками для предпринимателя в случае отсутствия надлежащей охраны.

Допустим, молодой предприниматель с хорошей бизнес-идеей нашел финансирование и начинает свой бизнес. Очевидно, что сразу много сил и ресурсов он направляет на популяризацию бренда, под которым будет предоставлять услуги или реализовывать товар. То есть тратит немалые средства на создание интересного названия, работу дизайнера, затем на размещение рекламы в СМИ, на билбордах и т. п.

При открытии бизнеса предприниматель не задумывается над тем, что кому-то, кроме него самого, может потребоваться название его компании или логотип. Поэтому не считает необходимым это всё регистрировать. В случае отсутствия регистрации ТМ любой человек имеет возможность зарегистрировать чужой раскрученный бренд на себя. Это может быть и недобросовестный конкурент, и бывший напарник, с которым возникли недоразумения.

По результатам такой регистрации этого предпринимателя заставят отказаться от использования ТМ, или же ему придется выкупить у такого «изобретательного» человека права на дальнейшее использование своего же бренда. Это однозначно создаст дополнительные расходы и трудности для полноценного ведения бизнеса.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел так называемое «право предварительного пользователя». Оно означает, что в случае предварительного добросовестного использования ТМ и осуществления серьезной подготовки для такого использования лицо имеет право на бесплатное использование ее даже в случае регистрации этой ТМ другим лицом.

Однако это право означает, что наш предприниматель сможет использовать свою ТМ параллельно с конкурентом. Но если конкурент будет действовать недобросовестно, например, предоставлять услуги или реализовывать идентичный по виду товар, но более низкого качества, это очень негативно повлияет на репутацию нашего предпринимателя, пошатнет доверие со стороны потребителей.

Кроме рисков и убытков в случае отсутствия регистрации ТМ, стоит говорить и о важных преимуществах при надлежащей защите.

В частности, речь идет о возможности страхования себя от контрафактной продукции путем внесения зарегистрированной ТМ в таможенный реестр. После этого все таможенные органы Украины в случае поступления для таможенного оформления товаров, содержащих признаки использования зарегистрированной ТМ, обязаны сообщать об этом владельцу ТМ или его представителю.

Если же ТМ не внесена в таможенный реестр, часто находятся лица, так называемые патентные тролли или рейдеры, которые этим активно пользуются. Здесь можно вспомнить случай, когда при экспорте сельскохозяйственной продукции состоялась ее задержка при таможенном оформлении: товар, который вывозился, был под ТМ, которую к тому времени уже зарегистрировал патентный тролль и таким образом внес её в Таможенный реестр. Очевидно, тролль знал о планах агрария по экспорту продукции. Практически одновременно с задержкой продукции на таможенном посту он предложил аграрию свой лицензионный договор. Причем условия предложенного договора были крайне невыгодны аграрию. Но товар мог испортиться, аграрий из-за задержки доставки мог потерять покупателя. Речь о доказательстве неправомерности регистрации ТМ патентным троллем в судебном порядке вообще не шла. Поэтому аграрию пришлось уплатить сумму по лицензионному договору и, по сути, профинансировать незаконные действия тролля в будущем.

Зарегистрированная ТМ может выступать самостоятельным товаром — предметом продажи или сдачи во временное пользование, в том числе при заключении договоров франчайзинга.

Также среди плюсов регистрации — возможность передачи прав собственности на товарный знак в виде внесения на баланс или в уставный фонд предприятия. В случае возникновения спора по поводу прав на использование ТМ и его рассмотрения в суде именно свидетельство о регистрации будет неоспоримым доказательством правомерности такого использования.

Что же касается процедуры регистрации, то она не очень сложная, хотя и имеет свои нюансы, и относительно не затратная, по сравнению с убытками, которые может понести компания в случае ее отсутствия.

Так, первым шагом является разработка дизайна ТМ. Здесь следует помнить о необходимости заключения договора с дизайнером ТМ о передаче исключительных имущественных прав на дизайн созданного им произведения.

Далее не обязательным, но рекомендованным шагом является проведение поиска на тождество или же сходство ТМ с уже зарегистрированными и теми, на которые подана заявка. Такой поиск стоит провести, чтобы оценить вероятность отказа в регистрации на основании сходства с чужой ТМ.

 После этого, с учетом результатов поиска, следует формировать заявку, в которую входят:

  • Заявление установленного образца.
  • Изображение самого знака (при этом следует учитывать требования к виду, в котором должен демонстрироваться соответствующий знак).
  • Перечень товаров и услуг, для которых заявитель просит зарегистрировать знак (с учетом кодов, содержащихся в Международном классификаторе товаров и услуг).
  • Документ об оплате сбора за подачу заявки.
  • Доверенность (без обязательного нотариального удостоверения), если правообладатель позволил кому-то представлять свои интересы.

Что касается срока регистрации, то, как правило, он составляет 9-12 месяцев. В течение этого времени предприниматель или компания ведет переписку с Укрпатент, отвечает на отдельные запросы в конкретные сроки, что, конечно, не облегчает процедуру регистрации. На финальной стадии осуществляется оплата сбора за выдачу свидетельства о регистрации прав на знак для товаров и услуг.

Как итог: всем понятна суть поговорки «один в поле — не воин». Именно одним в поле остается предприниматель, если его тыл не защищают охранные документы на объекты интеллектуальной собственности.


Марта Мруць, ведущий специалист по защите интеллектуальной собственности ЮК Tsykhonya Lawyers

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.