Сегодня наиболее жизнеспособными выглядят две модели рынка.
Одна из них представлена в законопроекте № 5535 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенном группой народных депутатов (Алексеем Мушаком, Сергеем Хланем, Павлом Ризаненко и др.). Эта версия уже зарегистрирована в ВР и потенциально может попасть в сессионный зал. Вторая модель рынка предлагается правительством. И хотя этот законопроект до сих пор официально не представлен, отдельные его положения уже озвучиваются и обсуждаются с экспертной средой.
В обоих документах позиция по важным вопросам агробизнеса является похожей, и вполне вероятно, что сохранится в том проекте, который откроет рынок земли и будет определять условия его функционирования.
Что общего в этих двух документах, а что отличается?
1. В обоих проектах для юридических лиц ограничивается доступ к рынку земли. Законопроект № 5535 предлагает запретить юридическим лицам участие в рынке земли в течение первых двух этапов его открытия, которые в совокупности продлятся 2 года и 5 месяцев. Правительством предлагается полный запрет для юридических лиц приобретать землю в собственность.
Однако ограничения на рынке будут сдерживать его рост и способствовать серым схемам. Следствием такого решения может быть не только слабый экономический эффект, но и появление новых полулегальных механизмов приобретения земель в собственность и пользование предприятий.
2. Вторым общим для документов положением является использование исключительно электронных земельных торгов для продажи государственных земель, что обеспечит большую прозрачность торгов и отсутствие коррупционных составляющих. Возрастет конкуренция, а, соответственно, и стоимость арендной платы, которая только за последние два года продажи государственных земель на аукционах дала прирост 245,71% за 1 га государственных земель.
3. Предохранителем от монополии должны выступать ограничения на максимальные площади в собственности и пользовании.
В таком случае № 5535 предлагает ограничить площадь в собственности до 500 га для физических лиц и до 33% — на территории района/ОТГ для юридических лиц. Правительственный вариант предусматривает ограничение до 200 га у физических лиц и не более 35% площади района/ОТГ в аренде юридического лица. Такая норма уничтожит крупный бизнес, поскольку площади районов и ОТГ бывают разными и колеблются от сотен до десятков тысяч гектаров. Подобные ограничения могут стать поводом для блокирования работы предприятий, их рейдерских захватов и коррупции.
4. В обоих законопроектах отменяется бесплатная приватизация земельных участков как одна из возможных коррупционных схем, которую чаще всего используют.
Отмена бесплатной приватизации, безусловно, является необходимым шагом в борьбе с коррупцией, однако может вызвать чувство социальной несправедливости у некоторых граждан из-за того, что они не успели воспользоваться своим правом на бесплатную землю. Для бизнеса это означает ограничение в дальнейшем увеличении земельного банка за счет новых частных ОСГ в аренде, что в перспективе приведет к уменьшению количества землевладельцев. Благодаря постепенной консолидации у отдельных владельцев выкупленных земель повысится конкуренция на рынке аренды частных земель и возрастет стоимость аренды.
Мы находимся в преддверии изменений в земельной реформе. Чтобы они были эффективными, необходимо кардинально менять подход к инструментам, которые порождают коррупцию и неэффективность использования земельных ресурсов. Чрезвычайно важной является попытка отойти от практики использования прямых запретов и ограничений и применять современные экономические инструменты регулирования рынка, которые позволяют удовлетворить интересы малых фермеров и крупных сельскохозяйственных производителей. Лишь в этом случае такие явления, как коррупция, использование полулегальных схем, рейдерство и истощение почв, порожденные годами моратория, уступят место прозрачному бизнесу и эффективному семейному хозяйствованию на селе.
Роман Граб, эксперт по земельным вопросам ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.