Война войной, но инновационное развитие никто не отменял. По большому счету, инновации — это непрекращающийся постоянный процесс.
Конечно, когда речь идет об инновациях во время войны, возможности для них значительно сокращаются, ведь все ориентировано на победу над врагом. Но жизнь продолжается. Тем более инновации — это не только поиск чего-то нового (например, изобретение электромобиля). Инновациями может быть использование иностранных технологий для того, чтобы самим производить определенный продукт.
Бизнес делал и будет делать инновации — возможно, в меньшей степени ввиду текущих условий, но очень важно, чтобы эти инновации начинали работать в экономике.
С этим очень сложно, ведь украинская экономика испытывает мощное негативное влияние вследствие агрессии со стороны российской федерации, да и «традиционные» барьеры на пути инновационного развития никуда не делись.
Все страны так или иначе используют несколько путей для получения инноваций.
Первый. Мы можем сами создавать какие-то инновационные продукты, но возможности любой страны ограничены, поскольку ни одна страна не может изобретать все сама. Ведь такие поисковые работы стоят очень дорого, и невозможно вкладывать деньги во все направления науки и техники.
Второй способ — покупать патенты, лицензии, то есть фактически разрешение на использование уже кем-то изобретенных и зарегистрированных инноваций. Это очень экономит время.
Третий способ — импорт капитала. В Украину приходят компании, строящие свои заводы, промышленные или сервисные объекты. Капитал, который они завозят в виде оборудования, сам по себе инновационный.
Четвертый — покупать уже готовые инновационные товары и внедрять в наш экономический оборот.
Следовательно, у государства есть целый «пакет» возможностей получения инноваций.
Инновационная деятельность связана с целым рядом рисков. Так, частные инвесторы сталкиваются с политическими рисками (связанными с изменениями в экономической политике и регулировании производственно-коммерческой деятельности), экономическими рисками (кризисами в экономике, инфраструктурными проблемами, нехваткой соответствующих кадров и т.п.). Третья группа — риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами (например, природными катаклизмами). Четвертая группа — это риски, связанные с безопасностью (война, массовые беспорядки, высокий уровень преступности).
Если наша страна находится в состоянии войны, последняя группа рисков доминирует. При этом война также порождает целый ряд проблем (рисков) и, в частности, для тех стран, которые граничат с Украиной.
В деловой практике много инструментов, которые используются для минимизации разного рода рисков. Но в Украине сегодня в первую очередь все упирается в вопросы безопасности и логистические проблемы. Известный пример — блокирование агрессором морских портов Украины. Если хочешь что-то выращивать и вывозить из Украины, сразу сталкиваешься с логистическими рисками — смогу ли вывезти товары вообще и каким способом. И в целом для страны, находящейся в состоянии войны, все теоретические риски приобретают совершенно другие измерения.
Что может сделать украинское государство, чтобы помочь инвесторам и бизнесу сегодня? Выиграть войну.
Игорь Бураковский, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Национального университета «Киево-Могилянская академия»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.