Управление земельным банком? Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это сделать!

18 августа 2016, 07:53 7791
Артем Беленков

Мне говорили, что невозможно управлять земельным банком эффективно, если его площадь превышает 30 тыс. га. Давайте поговорим о том, так это или нет, и что на самом деле может помочь в управлении десятками и сотнями тыс. га?

Сейчас, по объективным экономическим причинам, большинство компаний перестало активно наращивать земельный банк и перешло к локальной консолидации и оптимизации своих земель. Фокус сместился… Раньше, когда маржа позволяла расширятся и была возможность получить финансирование, сельхозкомпании росли как грибы после дождя.

Стремительное наращивание земельных активов агрохолдингами не прошло бесследно. Одно дело — управлять 5 тыс. или 10 тыс. га, совсем другое — когда их 50 тыс. или 100 тыс. Управление землями в 10 сельских советах значительно отличается от управления в 200. Вы не сможете построить небоскреб с бригадой маляров и штукатуров, которые делают ремонты в квартирах на Троещине, нужна профессиональная команда, техника, коммуникации с государственными органами и совсем другие бюджеты. К тому же, непрозрачность рынка земли в Украине только усугубляет всю ситуацию.

Земельный банк — Ваш основной актив в агропроизводстве, поэтому он требует особого внимания. Безусловно, необходимо покупать качественные ТМЦ, нужна импортная техника, чтобы обеспечить хороший урожай, нужна грамотная финансовая и коммерческая политика, чтобы из-за мошенничества на закупках или продажах компания не вылетела в трубу.

Но если мы говорим об обеспечении долгосрочного устойчивого роста, сама система управления земельным банком должна лежать на самом нижнем уровне — в «архитектуре» управления предприятием. Она должна быть его фундаментом.

Моя компания построена на идее, что правдивая и актуальная информация — наиболее ценный товар. Аграрии теряют сумасшедшие деньги, не владея ей.

Проанализировав статистику по всем нашим проектам, мы вывели среднюю температуру по больнице. Цифры очень пессимистичные:

  • 5% земельного банка ежегодно теряют из-за неэффективной системы управления;
  • 5% — среднее завышение реальных площадей полей и земельных участков в учете;
  • 10% фактической выплаты арендной платы идет не по назначению;
  • 25% земельных активов находится в зоне риска их потери.

На чем аграрии теряют деньги в вопросах управления земельными активами?

  1. Самое простое — несоответствие площадей полей в реальности и в учете. Один наш клиент имел на бумаге 41,5 тыс. га, на которые ежегодно выделялось в среднем по $500. По факту проведения спутниковой съемки и актуализации карты полей, оказалось, что реальная обрабатываемая площадь была 40,3 тыс. га. Не учитывались лесополосы, солончаки, заболоченность, кустарники, дороги и т.д. Каждый год клиент терял $600 тыс.  
  2. «Мертвые души» в реестрах договоров аренды и завышение площади арендуемых земельных участков. Недавно мы проводили аудит земельного банка для одного предприятия на 3 тыс. га. Из 1,2 тыс. договоров аренды 65 договоров были «виртуальными»: одни и те же кадастровые номера, один и тот же земельный участок, «левый» документ. 5% аренды ежегодно шли «мимо кассы». Убытки предприятия составляли $20 тыс. в год.  
  3. Манипуляции с обменом земельными участками. Нет компаний, которые обрабатывают арендуемые поля на 100%. У всех есть «шахматка» с другими холдингами, фермерами, пайщиками. Наша практика показывает, что в 70% случаев гамбит происходит не в интересах компании. Один из моих любимых кейсов — где директор филиала в 1,7 тыс. га отдал по обмену компании своего кума 400 га арендуемой земли, а получил по обмену всего 200 га. Сначала кажется мелочь, но по итогу потеряна польза сделки, а сумма убытка составила $20 тыс. в год.  
  4. Хаотичные выплаты аренды товаром. Почти у всех компаний земельные службы и учетчики на местах ежегодно уходят «в рейс», как моряки. «У нас начинается выплата арендной платы, нас не будет пару месяцев». Проконтролировать этот процесс очень тяжело. Один из клиентов с земельным банком в 7 тыс. га перевел всех на оплату деньгами на карточки — экономия вышла колоссальная, как ресурсов сотрудников, так и денег. До внедрения электронной оплаты теряли до $50 тыс. в год.  
  1. Не системное и халатное ведение учета. Большинство людей думает, что беда обойдет их стороной. Так и многие аграрии не всегда придают значение ошибкам в оформлении договоров, так как считают их не значительными. Иногда даже оттягивают момент продления сроков аренды участков, думают успеется, а нет. Мы уже сталкиваемся с четвертым клиентом, земли которого очень качественно увели. Последний кейс — у предприятия с 11 тыс. га в двух сельских советах по наводке из земельных органов увели 900 га за пару месяцев. По причине лени или невнимательности можно уйти в убыток на $360 тыс.

Этот список можно продолжать…

В современных условиях рынка построение системы управления земельным банком — это самый быстрый и качественный способ обеспечить контроль над активами и устойчивый рост.

Она строится на трех китах — отработанном бизнес-процессе и компетентных кадрах; программных инструментах и едином информационном поле; и, последнее, на актуальной информации (картография, отчеты). Построение таких систем обеспечивает менеджмент компании оперативными отчетами, визуализацией на электронной карте всех арендованных участков, полей компании. Все реестры, договора аренды, сканированные документы, шаблоны, отчеты и вся картографическая информация находятся в единой системе, права доступа к которой разграничены в соответствии с конкретными пользователями, что обеспечивает защиту данных. 

Мы часто сталкиваемся с мнением «у нас 1С, там все есть». Аминь! Какие возможности дает 1С? Вести реестр согласно договорам аренды (вспоминаем, что они могут быть липовыми), проводить расчеты по начислениям арендной платы (вспоминаем, что площади могут быть завышенными), вести отчетность по срокам и статусам договоров аренды (на базе липовых договоров и завышенных площадей).

Чего не дает 1С? Ведения учета всех обменов и неофициальных договореностей; привязки к карте всех данных и проведения аналитических расчетов по карте; ведения полноценной управленческой отчетности. Наша практика показывает, что только интеграция правильных сельскохозяйственных 1С решений и ГИС (картографических программных продуктов) может обеспечить менеджмент оперативной и достоверной информацией.

Есть случаи, когда компании выбирают путь самостоятельного изобретения велосипеда и начинают покупать программные продукты, допиливать что-то, сводить. Я знаю только один успешный случай на рынке, где это реально работает и это исключительная заслуга IТ-директора. При всей убогости культуры потребления консалтинговых услуг — консультант нужен! Опыт, методология, знание всех узких мест, человеческие ресурсы (компетентные к тому же), которых так не хватает в аграрных компаниях — это то, что может привнести в проект консультант.

Мы делали расчет-сравнение для одного холдинга в 30 тыс. га по срокам реализации комплексного проекта по построению системы управления земельным банком — 3 месяца работы консультанта Vs 32 месяца самостоятельной работы сотрудников клиента. 32 месяца! Кто-нибудь верит, что за это время ничего не поменяется, что люди не устанут, не передумают, не поменяют компанию со всеми наработками?

Окупаемость таких проектов происходит на этапе аудита земельного банка. Построив такую систему управления, компания получает возможность эффективно управлять хоть 30, хоть 300 тыс. га. Я могу это заявить абсолютно ответственно, так как мы уже закрыли проектов на более 1 млн га и сейчас ведем проект на построение системы на 400 тыс. га.

Руперт Мердок как-то сказал: «Мир меняется очень быстро. Большой не будет побеждать маленького, быстрый победит медленного». Не будьте медленными, winter (земельная реформа) is coming.

Артем Беленков, директор компании SmartFarming

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.