Особенно это актуально для аграрного сектора. Ведь специалисты сходятся во мнении: в этой области ощущается нехватка кадров, а значит, работа по привлечению новых сотрудников должна вестись более активно.
Востребованность АПК на рынке труда
Сейчас ситуация не слишком оптимистична: в аграрном секторе хотело бы работать только 10% участников исследования «Рейтинг работодателей Украины 2018». Для сравнения: в ИТ хотело бы работать 41% респондентов, в медиа - 21%, а в финансовой сфере - 17%. Более того, в агросекторе сильнее, чем во многих других профсферах, чувствуется возрастной дисбаланс. Анализ резюме, размещенных на hh.ua|grc, показывает, что среди бэби-бумеров в профсфери «Производство, АПК» готовы работать 13% соискателей, среди представителей поколений X и Y - 7% и 3% соответственно. А вот среди молодого поколения, которое сейчас представлено на рынке труда, профсфера «Производство, АПК» не фигурирует вообще.
Кроме того, дисбаланс поисковых запросов на работу в профсфере «Производство, АПК» прослеживается по критерию имеющегося профессионального стажа. Так, почти три четверти кандидатов, которые размещали резюме для поиска работы по специализациям «Ветеринария», «Главный агроном», «Зоотехник», «Сельхозпроизводство», «Технолог», «Технолог мясо и птахопереробка», «Технолог производство и переработка зерновых»,«Технолог производство сахара» и т.п., декларируют наличие опыта более 6 лет, еще 13% пишут о стаже от 3 до 6 лет и 9% - от 1 до 3 лет. На начинающих специалистов приходится всего 5%. Для сравнения: в среднем по всем специализациям на таких кандидатов приходится почти четверть размещенных резюме.
Эти данные подтверждают мнение о том, что молодые специалисты, «зеты» и поздние милениалы не слишком охотно рассматривают работу в производстве и АПК, и эта отрасль теряет свою ценность в глазах таких поисковиков. Это, в свою очередь, приводит к нехватке квалифицированных кадров. Но парадокс - среди украинских работодателей сегодня ориентировочно 3% таких, кто за последние 4-5 лет не был в кризисных ситуациях, и большинство среди них - именно представители агробизнеса. К тому же существуют предпосылки для того, что со временем значение этой отрасли будет расти. Это связывают с изменениями климата и необходимостью приспосабливать сельскохозяйственные технологии с сезонными и погодными условиями, с проблемой истощения почв и необходимостю поиска и применения технологий восстановления, со снижением разнообразия в растениеводстве, которое активизирует исследования в области селекции и ГМО-технологий, и с постепенным переходом от вредных удобрений и технологий производства к более безопасным для окружающей среды.
Что ожидают от работы современные поисковики
Однако факт остается фактом: несмотря на положительные процессы в отрасли на украинском рынке и перспективность в мировом контексте, компании сталкиваются с кадровым дефицитом. Возникает вопрос, соответствуют ли ценности, которые транслируют как преимущества компании-работодатели с агросектора, пожеланиям и потребностям поисковиков? Обратимся к результатам исследования «Рейтинг работодателей Украины 2018» и ценностей, которые приписывают представителям разных поколений поисковиков.
Теория говорит о том, что милениалы амбициозные и мотивируются интересными задачами, стремятся к комфортной атмосфере в коллективе и баланса между работой и личной жизнью. Подобного баланса ищут и «зеты». И они так же ищут самореализации, однако не столько в работе, сколько в других сферах жизни. И еще зеты стремятся к постоянному развитию.
А вот согласно исследованию «Рейтинг работодателей Украины 2018» в среднем важнейшими критериями при выборе работы для соискателей является зарплата, возможность профессионального развития и карьерного роста, содержание и масштаб задач, должность. Конечно, существует определенная корреляция между важностью этих критериев и профессиональным стажем или отраслью, в которой хотел бы работать поисковик.
Итак, молодые специалисты больше, чем другие рассматриваемые категории соискателей, ценят возможность карьерного роста, удобный график работы, комфортную атмосферу в коллективе - это те ценности, которые относят к приоритетным для Y и Z. А вот критерии, преобладают для респондентов, которые указали, что хотели бы работать в агросекторе (должность, официальное трудоустройство, социальный пакет), в большей степени соответствуют мотивам бэби-бумеров.
И мы приходим к выводу, что преимущества, которые ассоциируются с работой в АПК, не в полной мере соответствуют ценностям и мотивам поколений Y и Z. И чтобы вернуть эту отрасль на повестку дня молодых поисковиков, нужно пересмотреть EVP (то есть ценностное предложение) соответствующих работодателей. Ведь этот набор атрибутов, которые рынок труда и сотрудники воспринимают как ценность, которую они получают, работая в компании и отрасли, должна соответствовать требованиям всех поколений, которые сейчас представлены на рынке труда, и трансформироваться вместе с ними.
hh.ua|grc, провайдер комплексных HR-решений
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.