Сегодня День знаний начинает новую эру в системе высшего аграрного образования. И начали мы эти реформы не с начала (реформирования начальной и средней школы), а с конца...

Последствия вступительной кампании 2016 г. в высшие учебные заведения за «единым списком» (так называемым «широким конкурсом», предложенным Министерством образования и науки Украины) при распределении государственного заказа на подготовку специалистов на дневной форме обучения на образовательную степень «бакалавр», являются более чем угрожающими не только для аграрного сектора, но и для инженерных и педагогических специальностей. Пороговые «проходные» баллы для абитуриентов для них были ближе к 100, чем к 200, к сожалению.

Постановлением КМУ от 11 мая 2016 г. № 333 отменено целевой прием на подготовку специалистов для работы в сельской местности и не было предусмотрено доведение фиксированного объема государственного заказа для специальностей аграрного профиля. Это существенно повлияло на ситуацию и уменьшило возможности абитуриентов из сельской местности. В частности, детям фермеров и работников сельскохозяйственных предприятий стало куда сложнее получить необходимую специальность. 

Абсолютно не был учтен принцип региональной потребности и не созданы равные начальные условия для получения достаточных знаний в средней школе учениками сельских школ.

Результаты ВНО нынешнего года показывают угрожающую статистику — 2/3 выпускников сельских школ сдали ВНО по всем предметам на начальном и среднем уровне, то есть от 1 до 6 баллов по 12-балльной шкале. В то же время, более половины выпускников городских школ сдают ВНО на 7-12 баллов.

Уровень от 1 до 6 баллов по тесту ВНО по украинскому языку получили 63% выпускников сельских школ, по математике — 72%, по истории Украины — 78%. И эти предметы являются основными или профильными при поступлении в вузы.

Это приводит к тому, что жителям сельской местности для обеспечения доступа своих детей к достойному уровню преподавания, надо или мигрировать в город, или поддерживать пополнение украинской молодежью школьной скамьи Польши, Чехии, Словакии и других стран. Еще совсем недавно, шесть-восемь лет назад, украинских студентов в Польше насчитывалось около 3 тыс. чел (преимущественно на магистерских программах). Но сейчас все больше украинцев поступает в польские вузы сразу после школы. Причем делают они это, не дожидаясь результатов ВНО, подписывая предварительные контракты с фирмами-посредниками за год до поступления. Сегодня украинские абитуриенты составляют около 50% от всех иностранных студентов в Польше.

Реформа среднего образования в сельских школах путем создания опорных школ (МОН Украины информирует, что к началу нового 2016/17 учебного года в Украине будет организовано около 100 опорных школ), которые, будем надеяться, позволят сбалансировать ситуацию в доступе сельских детей к получению качественного образования в школе, была анонсирована только с 1 сентября 2016 г., а изменения в условиях приема состоялись уже в этом году.

Складывается ситуация, когда мы сначала «ломаем» дрова, а потом будем ждать 11-12 лет, пока реформа школьного образования обеспечит основу для правильного внедрения «широкого конкурса». Но самое главное, что изменения в сам алгоритм и саму систему вносились в этом году «с колес». Подходы и концепт, в целом, являются правильными, но государству необходимо было сначала создать начальные равные условия, а потом вводить новшества, проведя перед этим широкую информационную политику по информированию обо всех нововведениях.

Вы можете сказать: да зачем ему идти в университет для работы на селе? Пусть идут в техникум или колледж. Но и здесь стремление Министерства финансов Украины передать расходы на подготовку кадров в техникумах и колледжах из государственного в местные бюджеты приведет к их закрытию, напряжению в обществе и коллективах, увеличению безработицы. Сельская молодежь сегодня составляет 80-90% студентов техникумов, колледжей и является основным потенциалом для обновления кадров в агропромышленном производстве. В случае передачи указанных учебных заведений на финансирование из местных бюджетов выпускники сельских школ просто пополнят ряды безработных.

Конечно, многие выпускники не работают по специальности. И это касается не только аграрного сектора. Но шансов, что житель города — выпускник аграрного вуза, получивший достаточно баллов, чтобы поступить на бюджет и рекомендованый к зачислению в аграрный вуз, поставив низкий приоритет поедет работать в сельскую местность, — еще меньше. Поэтому и были случаи, когда проставляя приоритетность от 10 до 15 (по остаточному принципу), студенты были рекомендованы на обучение в совсем не приоритетные для них ВУЗы и специальности, а значит получили рекомендации на зачисление «хотя бы куда-то»... Ведь средств, чтобы финансировать и обучение, и проживание с каждым годом имеют все меньше и меньше украинцев (а те, кто имеют, выбирают, к сожалению, не Украину), причем стоимость обучения по контракту и за проживание продолжает расти.

С такими подходами мы не только не обеспечим развитие сельских территорий, но и ускорим постепенное вымирание сел.

С 1 сентября! С Днем знаний!

Елена Ковтун, заместитель генерального директора УКАБ по вопросам сотрудничества с аграрными вузами и научными учреждениями