Сертифицируем урожай и семена согласно новому закону

14 августа 2019, 12:50 4935
Наталия Грюнвальд

Оценка качества семян (посевные показатели) устанавливается путем прохождения сертификации. Механизм сертификации, как мы знаем, в последние годы трансформировался и продолжает это движение.

Основаниями для таких изменений являются: конкуренция на рынке семян между поставщиками и производителями; запрос на качество от товаропроизводителя; сертификация как инструмент управления качеством и установления доверия между поставщиком и его потребителем.

Органы сертификации

Всего есть 2 органа, официально работающие по состоянию на август 2019 года, то есть это органы, которые уполномочены и имеют подтвержденные компетентности отдельно как орган сертификации и в структуре аккредитованные лаборатории:

- ОС «АГРОСЕРТ» (частный);

- ГП «Государственный центр сертификации и экспертизы сельскохозяйственной продукции» (государственный).

Сразу обращу внимание, что лаборатории, которые являются филиалами в структуре органов сертификации или привлекаются на подряде, аккредитацию проходят отдельно и формируются отдельные открытые официальные перечни Национальным агентством по аккредитации Украины.

Перечень испытательных лабораторий доступен в Реестре аккредитованных ООС.

При этом по каждой лаборатории есть указание на сроки аккредитации, сферу исследований, контактные данные и т.п.

Делаю фокус на этом вопросе, поскольку на практике есть ряд закономерностей:

- купил семена, проверил в «какой-то» лаборатории, показатели не совпадают, начинаем «разбор полетов» и т.д.;

- купил семена, сделал повторный анализ с образца, который сам покупатель (или, возможно, его лучший агроном, но отнюдь не аттестованный аудитор по сертификации) отбирал, то есть не с образца, как средней пробы, и которая продолжает храниться у субъекта семеноводства/поставщика.

Цепочку таких ситуаций можно продолжать, но результата как такового нет ни для одного участника:

- сначала разбираются поставщик и товаропроизводитель (клиент);

- потом выясняют, кто и как проводил первичный анализ, повторный, остался ли отобранный для хранения образец и т.п.

То есть время потеряно, «осадок» у клиента остается.

Что нужно учитывать

Поэтому есть вещи, которые нужно учитывать и соблюдать и поставщику, и покупателю, и органам сертификации:

1. Отбор проб, проведение полевого инспектирования осуществляют исключительно аудиторы по сертификации (агрономы-инспекторы), которые аттестованы, проходят повышение квалификации и внесены в Реестр аудиторов по сертификации (агрономов-инспекторов). Информация обновлена и доступна на 31.07.2019 по ссылке.

2. В отборе проб главным является отбор полномочным субъектом и согласно методике отбора.

3. Логистика/транспортировка образца не влияет на качество и время анализа.

Ценность анализа — профессионализм персонала, оснащение лаборатории, соблюдение методики анализа.

4. Оценку показателей и анализы качества семян проводить можно только в аккредитованной лаборатории.

5. Протокол лаборатории не создает юридических последствий и не является подтверждением качества семян.

Если аккредитованная лаборатория не имеет согласованных с органом сертификации методов, приемов, политик качества и не интегрирована в систему качества органа сертификации, протокол такой лаборатории не является официальным документом ни для выдачи сертификата, ни аргументом/доказательством в спорных вопросах.

6. Полевое инспектирование семенных посевов проводят аудиторы по сертификации и именно они подписывают и выдают акты полевого оценивания.

Органы сертификации выполняют функции: принятие и проверка документов согласно перечню, выдача сообщений решений, сертификатов.

7. Повторное тестирование семян осуществляется из пробы, отобранной исключительно аудитором по сертификации при первичном отборе проб из партии, которая подавалась на сертификацию.

В частности, следует учитывать для проведения повторного анализа на показатели: чистоты, всхожести семян и т.п.

Вопросы, которые стоит задавать органу сертификации

Основные задачи В СФЕРЕ КАЧЕСТВА, в частности:

- соответствие всем требованиям работы согласно закону и государственным органам, регламентирующим деятельность;

- способы обеспечения качества и надежности исследований;

- закрепленная личная ответственность сотрудников;

- способы отслеживания и контроля за уровнем качества выполняемых исследований и клиентского сервиса;

- постоянное улучшение системы менеджмента качества, повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки персонала;

- обеспечение независимости системы качества от воздействия внешних и внутренних факторов;

- выступает ли руководство гарантом реализации политик качества органа.

На старте нового посевного сезона и при сборе урожая быть информированным о ситуации полностью и иметь достоверные данные — лучший способ избежать недоразумений и не терять время.

Наталия Грюнвальд, руководитель ОС компании «АГРОСЕРТ»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.