Основаниями для таких изменений являются: конкуренция на рынке семян между поставщиками и производителями; запрос на качество от товаропроизводителя; сертификация как инструмент управления качеством и установления доверия между поставщиком и его потребителем.
Органы сертификации
Всего есть 2 органа, официально работающие по состоянию на август 2019 года, то есть это органы, которые уполномочены и имеют подтвержденные компетентности отдельно как орган сертификации и в структуре аккредитованные лаборатории:
- ОС «АГРОСЕРТ» (частный);
- ГП «Государственный центр сертификации и экспертизы сельскохозяйственной продукции» (государственный).
Сразу обращу внимание, что лаборатории, которые являются филиалами в структуре органов сертификации или привлекаются на подряде, аккредитацию проходят отдельно и формируются отдельные открытые официальные перечни Национальным агентством по аккредитации Украины.
Перечень испытательных лабораторий доступен в Реестре аккредитованных ООС.
При этом по каждой лаборатории есть указание на сроки аккредитации, сферу исследований, контактные данные и т.п.
Делаю фокус на этом вопросе, поскольку на практике есть ряд закономерностей:
- купил семена, проверил в «какой-то» лаборатории, показатели не совпадают, начинаем «разбор полетов» и т.д.;
- купил семена, сделал повторный анализ с образца, который сам покупатель (или, возможно, его лучший агроном, но отнюдь не аттестованный аудитор по сертификации) отбирал, то есть не с образца, как средней пробы, и которая продолжает храниться у субъекта семеноводства/поставщика.
Цепочку таких ситуаций можно продолжать, но результата как такового нет ни для одного участника:
- сначала разбираются поставщик и товаропроизводитель (клиент);
- потом выясняют, кто и как проводил первичный анализ, повторный, остался ли отобранный для хранения образец и т.п.
То есть время потеряно, «осадок» у клиента остается.
Что нужно учитывать
Поэтому есть вещи, которые нужно учитывать и соблюдать и поставщику, и покупателю, и органам сертификации:
1. Отбор проб, проведение полевого инспектирования осуществляют исключительно аудиторы по сертификации (агрономы-инспекторы), которые аттестованы, проходят повышение квалификации и внесены в Реестр аудиторов по сертификации (агрономов-инспекторов). Информация обновлена и доступна на 31.07.2019 по ссылке.
2. В отборе проб главным является отбор полномочным субъектом и согласно методике отбора.
3. Логистика/транспортировка образца не влияет на качество и время анализа.
Ценность анализа — профессионализм персонала, оснащение лаборатории, соблюдение методики анализа.
4. Оценку показателей и анализы качества семян проводить можно только в аккредитованной лаборатории.
5. Протокол лаборатории не создает юридических последствий и не является подтверждением качества семян.
Если аккредитованная лаборатория не имеет согласованных с органом сертификации методов, приемов, политик качества и не интегрирована в систему качества органа сертификации, протокол такой лаборатории не является официальным документом ни для выдачи сертификата, ни аргументом/доказательством в спорных вопросах.
6. Полевое инспектирование семенных посевов проводят аудиторы по сертификации и именно они подписывают и выдают акты полевого оценивания.
Органы сертификации выполняют функции: принятие и проверка документов согласно перечню, выдача сообщений решений, сертификатов.
7. Повторное тестирование семян осуществляется из пробы, отобранной исключительно аудитором по сертификации при первичном отборе проб из партии, которая подавалась на сертификацию.
В частности, следует учитывать для проведения повторного анализа на показатели: чистоты, всхожести семян и т.п.
Вопросы, которые стоит задавать органу сертификации
Основные задачи В СФЕРЕ КАЧЕСТВА, в частности:
- соответствие всем требованиям работы согласно закону и государственным органам, регламентирующим деятельность;
- способы обеспечения качества и надежности исследований;
- закрепленная личная ответственность сотрудников;
- способы отслеживания и контроля за уровнем качества выполняемых исследований и клиентского сервиса;
- постоянное улучшение системы менеджмента качества, повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки персонала;
- обеспечение независимости системы качества от воздействия внешних и внутренних факторов;
- выступает ли руководство гарантом реализации политик качества органа.
На старте нового посевного сезона и при сборе урожая быть информированным о ситуации полностью и иметь достоверные данные — лучший способ избежать недоразумений и не терять время.
Наталия Грюнвальд, руководитель ОС компании «АГРОСЕРТ»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.