Пять шагов к равной ответственности

26 ноября 2018, 16:38 2520
Юрий Щуклин

Первое — это распределить парки (вагонный/локомотивный) между всеми фронтами/элеваторами один раз на весь сезон. С учётом реальных возможностей УЗ, её локомотивов и маршрутов следования, возможностей портов и портовых станций.

Составить график движения «зерновых поездов» — расписание:

• подачи порожних на опорные станции полигонов и маршрутные элеваторы;

• формирования гружёных зерновых поездов по опорным станциям полигонов.

Беря во внимание:

1) общую (суммарную) суточную мощность выгрузки вагонов-зерновозов всеми портами при Идеальных Условиях (далее ИУ);

2) объемы производства зерна каждым полигоном по месяцам сезона при ИУ;

3) реальную мощность погрузки/фронт каждого элеватора в сутки при ИУ;

4) реальные, физические возможности дирекций и их локомотивных служб обеспечить в существующих условиях развоз порожних по фронтам и сбор гружёных по опорным станциям для формирования на них поездов.

Распределение/график обеспечения составить, используя статистику прошлых лет и формулы (см. Формулы) таким образом, чтобы план обеспечения за год был в полтора-два раза больше любого предыдущего года и равномерно распределён на год/сезон между всеми фронтами/элеваторами, независимо от собственника подъездных путей,  отправителя или зерновладельца, для чего дирекциям провести ревизию всех фронтов/элеваторов и определить:

- количество всех заявок на отгрузку зерна за четыре года до внедрения УППВ; 

- количество погруженных каждым фронтом в сезоне 2017/2018;

- реальную мощность/фронт погрузки (без переподачи) за 24 часа/30 дней/год;

- максимальное количество погрузочных дней/месяцев за сезон/год за последние пять лет.

Выбрать большее значение из среднего количества заявленных к погрузке вагонов за четыре последних года (до УППВ) и погруженных за сезон 2017/18.

Распределение провести исключительно между фронтами-элеваторами без обозначения отправителя или владельца груза.

Распределение провести на весь сезон/год равномерно на 12 месяцев (!), рассчитав вывоз всеми парками двукратного объема зерна (произведённого/вывезенного с полигона/станции/фронта в прошлые периоды), сохранив за элеваторами право оперативно отказываться от предложенного планом обеспечения. За поздний отказ от вагонов предусмотреть оплату элеватором пробега порожнего.

Исключить движение повагонки (гружёных/порожних) между опорными станциями полигонов и портами.

Запретить подавать порожняк на фронты/элеваторы без согласия владельцев подъездных путей и количеством менее максимальной вместимости фронта и мощности погрузки в сутки.

Изменить графики экипировки маневровых с учётом планов/графиков движения «поездов», зафиксировать их и довести до сведения элеваторов для планирования рабочего времени.

2. Ответственность за:

- перемещение зерна в районы формирования «зерновых поездов»;

- планирование и консолидацию грузов по элеваторам;

- подготовку его и синхронизацию работы элеваторов;

- выполнение элеваторами плана-графика обеспечения, сроков погрузки/выгрузки, согласно норм времени, возложить на участников и непосредственных исполнителей работ-отправителей и получателей груза, а перевозки — на «Укрзализныцю». 

Автоматически корректировать график подачи «Укрзализницей» через АС Месплан или АС УППВ и привязать его к выполнению участниками норм погрузочно-выгрузочных операций, отодвигая дату следующей подачи вагонов на фронты на время задержки предыдущих операций или при несвоевременной выгрузке в портах.

Открыть информацию для причастных для отслеживания продвижения вагонов с указанием времени последней операции и ответственного должностного лица на каждой операции, для реагирования и привлечения к ответственности.

Ввести персональную материальную ответственность начальников дорог и их заместителей, начальников дирекций за выполнение плана/графика движения зерновых поездов. А административную сделать адекватной ответственности за выполнение графика пассажирского движения.

Оставить за элеваторами право отказываться от обеспечения вагонами. Безоплатно за ранний отказ и с компенсацией пробега порожнего за отказ от прибывших.

В случае синхронной, консолидированной погрузки маршрута (следующего в один адрес) несколькими соседними элеваторами/фронтами одного полигона, предложить элеваторам за дополнительную плату услугу 164 (гарантированная подача в определённое время/дату), приблизив её стоимость к стоимости экспедиторских услуг, действующую на рынке.

Из «бюджета операции» 164 (за точное выполнение плана/графика зерновых поездов) премировать персоналы зерновых станций, дирекций, локомотивных бригад и начальников дорог, компенсируя «экспедиторские».

3. Для исключения коррупции при распределении/обеспечении и при фактическом выполнении принятого плана/графика. 

Открыть информацию для участников рынка о результатах распределения порожняка и тяги между фронтами погрузки. План графика опубликовать. Обеспечитъ возможность  причастным отслеживать продвижения вагонов и локомотивов.

4. Модернизировать АС Месплан для: 

- демонстрации «Расписания зерновых поездов»;  

- планирования элеваторами полигонов погрузки вагонов в составе сборных и ступенчатых маршрутов, назначенных планом/графиком, для дальнейшего подтверждения портами;

- демонстрации и планирования элеватором очерёдности отгрузки своих клиентов; 

- подтверждения экспортером-грузовладельцем оплаты тарифа (со своего единого кода плательщика тарифа) вагонов, следующих в его адрес;  

- информирования сопричастных о весе груза, движении вагонов, времени подхода (по примеру UBER).

5. Инициировать программу повсеместного оборудования точек погрузки танзометрическими вагонными весами.

Установка весов позволит высвободить маневровые локомотивы от работ по перевеске вагонов (20% рабочего времени маневровых локомотивов) и сэкономить для грузовладельца/производителя 20-30 грн/т на доставке зерна в порт.

Разрешить (по принципу «молчаливого согласия») всем фронтам/элеваторам провести установку вагонных танзометрических весов под местами погрузки и объявить о безусловном принятии их в эксплуатацию.

6. Как альтернативу частной тяге

Разработать и предложить рынку, непосредственным участникам процессов погрузки/выгрузки-собственникам подъездных путей, нуждающимся в увеличении обеспечения парками, проекты условий и договоров (аренда/лизинг) по эксплуатации «Укрзализницей» локомотивов (маневровых и магистральных), приобретённых этими участниками: группами элеваторов/производителей и экспортёров-зернотрейдеров/портов/портовых терминалов.

Для чего движенцам дирекции, локомотивным службам дорог, определить и обозначить, по каким участкам и каким способом возможно физическое увеличение обеспечения, и до каких реальных значений от существующих. Оформить такие исследования в виде ТУ на «улучшение обеспечения» или коммерческих предложений от «Укрзализныци»  непосредственным участникам-потребителям услуг «Укрзализныци» — элеваторам/производителям, портам/портовым терминалам, желающим и готовым инвестировать в улучшение существующих условий путём приобретения локомотивов для передачи «Укрзализныце» для обслуживания их грузов или путём финансирования ремонта локомотивов парка УЗ на частных заводах.

Юрий Щуклин, логист, член логистического комитета ЕВА

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.