Пять шагов к экспорту со знаком плюс

22 декабря 2017, 06:48 2269
Александр Жемойда

Зачастую агарные производители с опаской изъявляют желание выходить со своей продукцией на экспорт, поскольку не до конца понимают ни конечной цели, ни способов ее реализации. Обратив внимание на несколько основных факторов, можно стать эффективным экспортером, при этом не наделав критических для бизнеса ошибок.

1. Выбор страны. Производители выбирают страны для экспорта, ориентируясь на спрос, который, в свою очередь, является производной от уровня роста их ВВП и доходов потребителей. Чем богаче будет страна-импортер, тем вероятнее можно ожидать изменения структуры потребления в направлении улучшения рациона. Потенциально интересными для Украины могут быть рынки Африки, Канады, Мексики, США, Индии, Китая. Не стоит забывать о рынке ЕС, который, кроме прямой функции, носит для нас еще и «имиджевый» характер. Торговых площадок в мире достаточно, важно, чтобы интерес был у обеих сторон.

2. Оценка возможностей. При формировании конкретного экспортного направления крайне важно оценить особенности спроса в стране-импортере. Китай, Индия, Африка, государства Персидского залива — все эти страны имеют свою культуру потребления, свои предпочтения и не могут сразу воспринять украинский продукт, потребителю нужно время с ним «познакомиться». Следует анализировать потребности каждого рынка отдельно, а также учитывать, что, сколько, при каких условиях и за какой срок предприниматель физически в состоянии экспортировать. К слову, стандарты качества и сертификаты также должны соответствовать требованиям страны-импортера.

3. Государственная поддержка. Государство в экспорте играет важную, хотя и не ключевую роль. Отношения с определенными странами строятся на обоюдных интересах. Это касается и открытия новых рынков, и отношений с уже существующими торговыми партнерами. Следом за предпринимательским интересом зачастую уже идет активность государственных органов: торговые миссии, переговорный процесс, «опросники» со всеми процедурами, которые предусмотрены по контролю и мониторингу продукции. И хорошо, если они составлены на английском языке, а не на хинди, иврите или китайском. Тут важна солидарность бизнеса и государства, ибо все это — время и средства, которые можно оптимизировать, если работать сообща. Это не значит экономить за счет друг друга, чаще все-таки это может проявляться во взаимной помощи и поддержке в достижении общих целей.

4. Коллективная ответственность. Все производители смотрят одну статистику и ориентируются на одни и те же страны. Дальше начинается конкуренция в поставках. Тут важны экономическая эффективность, логистика, доступность тарифов перевозчиков. От налаженности работы инфраструктуры напрямую зависит скорость оборота капитала. Поэтому любые задержки в поставках — трата средств. Тут, по моему мнению, есть поле для деятельности профильных ассоциаций, которые вместе с компаниями проходят процедуры, получают опыт и отвечают на запросы других своих компаний-членов, в то же время разделяя коллективную ответственность. Проще выйти на один рынок нескольким производителям, чем действовать в одиночку.

5. Добавленная стоимость. Продукция переработки критично важна для экспорта. Если мы прорываемся на какой-либо рынок, то должны лучше себя показать. Нужно понимать, что далеко не каждый украинский продукт является обязательным в иностранном рационе. Роль тут может играть как упаковка, так и тип фасовки, которые должны быть подобраны под каждый рынок отдельно. Большая проблема для отечественных производителей тут — оборудование, которое также стоит недешево. Даже несмотря на то, что государство сейчас старается стимулировать использование отечественного оборудования, оно зачастую не настолько качественное, как европейское, да и стоит намного дороже. Сейчас у нас есть несколько государственных программ, которые призваны стимулировать данное направление.

Даже следуя всем правилам, предпринимателям нужно время для того, чтобы освоиться на новом рынке, будь то известный в Украине производитель с хорошей репутацией или сертифицированный, но малоизвестный бизнес. Поэтому вопрос вывода продукции нужно рассматривать комплексно, от фермера, который собирает молоко, до переработчика, который уже готовит молочные продукты. Если все будет делаться по правилам и стандартам, качество продукции может стать лучше любой маркетинговой кампании.

Александр Жемойда, координатор рабочей группы по развитию рынков Офиса Реформ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.