Потенциал отечественной растениеводческой продукции на рынке ЕС

06 сентября 2016, 07:04 6410
Игорь Остапчук

Летом этого года ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) в рамках инициативы «Сильніші разом» присоединилась к серии тренингов для украинских аграрных компаний по продвижению своей продукции на рынок Европейского Союза.

Аналитики представили обзор внешней торговли Украины, ЕС, а также результаты исследования перспективных продуктов отечественного производства на рынках западных соседей.

Объемы украинского аграрного экспорта в денежном выражении снижались в течение последних трех лет в среднем на 7% в год. В первую очередь это связано с падением мировых цен на основные экспортные товары: зерно, технические культуры и масло. На фоне общего сокращения внешней торговли, аграрии подтверждают значимость своего вклада в макроэкономическую стабилизацию, ведь доля АПК в общем экспорте в 2015 г. выросла до 38%, а за семь месяцев 2016 г. — уже 40%. Это означает, что страна получила значительную часть валютной выручки именно благодаря работе сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Тем не менее, негативная черта отечественной экономики — сырьевая направленность — продолжает укрепляться. Так, в прошлом году экспорт зерна и технических культур уже достиг 52% в общем аграрном, а экспорт готовых пищевых продуктов за последние три года снижался на 11% ежегодно.

По регионам торговля претерпела существенные изменения в направлении СНГ и Азии. В первом случае снижение произошло в основном за счет России, а во втором — наращивание произошло благодаря экспорту в Китай. Доля ЕС же остается стабильной, однако выручка все же несколько уменьшилась.

В ЕС наблюдается четкая тенденция к росту импорта сельскохозяйственной продукции (исключая посткризисные 2009-2010 гг.). За последние 10 лет он вырос на €50 млрд до €131 млрд, а среднегодовой рост приравнивается к 5,5%. Отечественные экспортеры закрывают только 3-3,5% потребностей европейцев. Вполне понятно, что остальной аграрный импорт нельзя назвать потенциалом, поскольку в нем есть много товаров, которые не могут быть замещены в силу отсутствия производства из-за климатических особенностей или несоответствия потребительским требованиям. Так, например, к основным импортным товарам относятся: кофе (€8,9 млрд импорта в 2015 г.), пальмовое масло (€4.2 млрд), бананы (€3,4 млрд.), какао-бобы (€3,2 млрд), вина (€2.8 млрд) и тому подобное. Тем не менее, замещать импорт соевого жмыха (€7,2 млрд), орехов (€5 млрд), сои (€4.9 млрд), соков из плодов (€2.4 млрд) или приготовленных плодов (€2.2 млрд) из других стран отечественными вполне возможно.

Из Украины в ЕС в основном поставляются растениеводческие товары (63%). В частности, в 2015 г. каждая третяя т зерновых культур, импортируемых ЕС, происходила из Украины. Также Украина закрывает 27% потребности ЕС в растительных материалах для изготовления плетеных изделий, 7% жиров, масел и масличных культур и т.п.

Несмотря на стереотип о невероятно высоких требованиях к продукции, которая импортируется странами старой Европы, из графика ниже мы видим, что они присутствуют в списке ТОП-10 контрагентов Украины в ЕС.

Основными экспортными товарами из Украины в ЕС являются следующие продукты.

Наибольший прирост торговли наблюдается зерновыми товарами и продуктами переработки масличных культур.

Для определения перспективных растениеводческих товаров на рынке ЕС аналитики ассоциации использовали методологию, которая включает в себя объемы импорта, экспорта и средние цены на товары. Тем не менее, стоит заметить, что для планирования экспорта продукции конкретного предприятия нужно проводить более детальный анализ на уровне конкретного товара и рынков сбыта. В данном случае анализ проведен на уровне 4-значного кода УКТВЭД и без деления на страны-члены ЕС.

Растениеводческие товары, полученные в результате анализа, разделены на два эшелона по следующему принципу: первый — в случае, если средняя цена экспорта (из Украины) ниже, чем импорта в ЕС, второй — наоборот.

Полезные ссылки:

Условия экспорта в ЕС. Бесплатная база данных

Экспорт украинской агропродовольственной продукции в ЕС

Базовый учебник по интернационализации бизнеса и выхода на рынки Европейского Союза

Ведение аграрного бизнеса в Украине

Информация о пошлинах (англ.)

Требования к продукции (англ.)

Правила ведения органического земледелия и экспорта органической продукции в страны ЕС (англ.)

Использование квот по принципу «первый пришел — первый получил» (англ.)

Игорь Остапчук, докторант Института аграрного развития в странах с переходной экономикой, г. Галле, ФРГ, член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.