Пандемия принесла индустрии ягод рост потребления и новые возможности

08 января 2021, 06:59 3738
Ирина Кухтина

Ягодный сезон охарактеризовался для производителей изменением правил ведения бизнеса, неуверенностью, разбалансированным спросом и поставками. Но тем не менее сезон-2020 оказался положительным.

На главных мировых рынках ягод — в Европе и США — в 2020 году потребление и продажи росли. Правда, произошли изменения в моментах потребления и каналах сбыта, хотя нельзя сказать, насколько эти изменения являются постоянными. Также все более актуальной в ягодоводстве становится тема устойчивого производства.

В связи с пандемией кардинальные изменения произошли в четырех направлениях: диджитализация — все ушли в онлайн, и роль интернета возросла; влияние государства в виде финансирования, регуляций и ограничений; снижение уровня коммуникаций и путешествий; снижение показателей устойчивости бизнеса.

Потребление ягод в мире существенно возросло: в Европе к категории прибавилось почти 1 млн новых покупателей ягод, обеспечив дополнительных 710 млн евро и 43 тыс. т ягоды в объемах. Наибольший рост по сравнению с предыдущим годом показала голубика, а наименьший — клубника.

Рост в денежном эквиваленте частично объясняется повышением цен на все ягоды. Значительно подорожала клубника, а вот цена на голубику, малину, ежевику держалась на прошлогоднем уровне.

Лидерами потребления ягод в Европе стали Великобритания, Германия и Франция. Увеличилось количество потребителей ягод в Германии и Польше, а вот в Италии, Чехии и Венгрии их стали покупать меньше.

Положительную тенденцию роста потребления ягод мы видим также в США.

Стоит вспомнить и об изменениях в моментах потребления. Люди стали оставаться дома, отказавшись от сегмента HoReCa. Также трендом этого года стала локализация рынков. Люди стали употреблять больше полезной пищи, чтобы поддерживать иммунитет. Эти факторы повлияли на рост снековой продукции на 50%. Потребление ягод во время обеда и ужина у европейцев выросло на 35%, к завтраку прибавилось 14%.

Стоит вспомнить и об изменениях каналов сбыта. В этом году фермерские магазины чувствовали себя хорошо, например, рост в Германии в этой категории составил 50%. Прямые продажи от фермеров выросли на 3%. Также на 40% выросли продажи онлайн.

Среди проблем индустрии ягод — замороженные инвестиции в инновации и закладка новых плантаций, что замедлит рост производства. Отголосок этого мы сможем наблюдать через 2-3 года. Но все же производителям нужно продолжать инвестировать в ягодный бизнес, поскольку на глобальном уровне рынок вырастет еще больше, чем до пандемии COVID-19.

Ирина Кухтина, президент Ягодной ассоциации Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.