Осторожной радости пост

29 декабря 2015, 19:47 3009
Ольга Трофимцева

Радуясь вместе со всеми представителями украинского молочного сектора последним новостям из Брюсселя, я бы очень хотела в своей последней в этом году колонке обратиться к нашим молокоперерабатывающим предприятиям с дружеским советом и поделиться знаниями.

Полученное от Европейской Комиссии разрешение на экспорт в страны ЕС — это большой успех. Мои немецкие коллеги из Союза Немецкой Молокоперерабатывающей Промышленности уже успели меня поздравить с этим событием и ответить на мой вопрос, не боятся ли они украинской конкуренции. Нет, пока не боятся. По одной очень простой причине: допуск до рынка еще не означает присутствие на нем. И даже вступление в силу Соглашения о Зоне свободной торговли между ЕС и Украиной торговлю молочными продуктами совсем свободной пока не сделает: на 2016 год открыты довольно скромные контингенты для беспошлинного импорта молочных продуктов, например, 2 тыс. т для пахты и 250 т для молочных жиров (dairy spreads).

Чтобы боялись, а еще лучше — просто рассматривали наши компании как равных себе конкурентов, нужно  уже сегодня работать и планировать, как они. И я попытаюсь коротко объяснить, о чем я.

На одном из недавних мероприятий, собравшем как производителей, так и переработчиков молока Германии, была поднята очень интересная тема, которая, я уверена, является небезынтересной и для украинских молокозаводов. Речь шла о том, как должна выглядеть стратегия развития молочных компаний на ближайшие пять лет, чтобы выжить в непростых условиях глобальных рынков. Конечно, у нас другие реалии и свои особенности и проблемы, но почему-то мне кажется, что чем быстрее наши переработчики молока станут ориентироваться на то, что нужно делать послезавтра, а не завтра, тем вероятнее их скорый успех на молочных рынках мира и реальная конкуренция с немецкими и французскими молокозаводами.

В Европе на сегодня как производителям чувствительных к ценам «массовых» экспортных товаров (сухого молока, «кускового» масла), так и компаниям, выпускающим региональные марочные молочные продукты, приходится приспосабливаться к ценовым скачкам. Хотя основными пострадавшими от нестабильных рыночных условий являются все же фермеры, переработчики тоже несут потери. Снижение показателей доходности и рентабельности капиталовложений крупных транснациональных компаний отчетливо говорит о сложной ситуации в секторе.

Компаниям, ищущим счастья в экспорте и интернационализации, приходится учитывать снижающуюся прибыльность бизнеса на международных рынках. Любая стратегия интернационализации бизнеса должна учитывать как минимум несколько сценариев развития производства и переработки молока в целевых регионах. И поэтому советы немецкого Федерального Министерства Продовольствия  и Сельского Хозяйства о сбрасывании излишков молока на внутреннем рынке на экспорт воспринимаются многими переработчиками довольно скептично.

Но украинским потенциальным экспортерам в ЕС не помешает знать, что и конкурентная борьба между местными компаниями на внутреннем рынке ЕС также усиливается. В Германии, например, четко ощущается все более растущее конкурентное давление на присутствующие на местном рынке компании Arla, FrieslandCampina или Savencia со стороны эффективно построенных международных концернов. К этому стоит отметить, что на немецком рынке молока высок потенциал консолидации, так как он со своими 142 (по состоянию на 2014 год) молокозаводами является относительно фрагментированным.

Украинским экспортерам молочных продуктов, таким образом, придется со следующего года столкнуться с довольно агрессивной конкурентной средой в ЕС. И чтобы быть к этому готовым, мне кажется, нашим компаниям не помешает ориентироваться на основные пункты стратегий, которым на сегодня следуют немецкие переработчики молока:

  1. Индустриализация — это потенциальное поле деятельности, в первую очередь, для крупных компаний и кооперативных молокозаводов. Здесь необходимы большие объемы инвестиций, чтобы с оптимизированными процессами и оборудованием быть конкурентоспособным на мировых рынках по объемам/цене и брендам. Составляющие этой стратегии: стандартизация процессов и структур, economiesofscale, продукты с дополнительными функциями, «био» как характеристика продукта без региональной привязки, международный бизнес с марочными и массовыми продуктами, оптимальное использование сырья.
  2. Специализация возможна с сильными национальными или региональными брендами, а также при условии наличия широкого и разнообразного ассортимента продуктов. Составляющие этой стратегии: дифференциация региональных и местных продуктов, наличие доступа к высококачественным и редким видам сырья (органическое молоко, молоко «с пастбищ»), создание сильных позиций поставщика в розничной торговле благодаря дифференцированному предложению, производство преимущественно нишевых продуктов с широким ассортиментом в ценовой категории «выше среднего».
  3. Гибкость в отношении объемов переработки молока. Составляющие этой стратегии: гибкость в переработке молока (возможность быстрой перестройки на производство сухого молока, например), доступ (в случае Украины — создание) привлекательных спотовых рынков, создание конкурентных преимуществ в закупках и логистике сырья.

В целом же, хочу закончить комментарием директора Союза Немецкой Молокоперерабатывающей Промышленности г-на Екхарда Хойзера (Eckhard Heuser): «Новость для вас отличная. В 2016м году мы не ожидаем пока больших изменений с украинским импортом, ожидаем, это придёт позже. Но мы прекрасно понимаем: первый шаг вами сделан».

Всех коллег с наступающим Новым годом и новых успехов нам всем в освоении европейских аграрных рынков. Больше об этом в следующем году.

Ольга Трофимцева, эксперт по вопросам национальной и международной стандартизации и унификации Немецкого союза молочной промышленности

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.