Поиск на топовые позиции в этом году не остановился (кроме, может быть, международных проектов). Спрос на управленцев в агро не падает, крупные компании всегда в поиске и готовы встречаться и разговаривать с потенциально интересными кандидатами.
Изменился вектор поиска — наибольший спрос мы отмечаем на менеджеров, работающих с диджитализацией, оптимизацией бизнес-процессов и их автоматизацией. Диджитализация касается всех направлений в агро: и производства, и дистрибуции, в частности, разработки собственных ERP-систем, CRM, унификации процессов отчетности.
Также востребованной была и является задача поиска руководителей, способных возглавить подразделения по аналитике бизнес-процессов для определения узких мест и дальнейших возможностей развития бизнеса. Работа с этим направлением в аграрных предприятиях только начинается, компании только-только начинают формировать такие подразделения для настройки и оптимизации своих процессов. И здесь оказались очень востребованы руководители аналогичных направлений из FMCG, банковской сферы, управленцы из крупных производственных предприятий.
Передовые компании запускают масштабный пересмотр бизнес-процессов — коронакризис заставил исследовать и оптимизировать структуры и взаимосвязи между ними, выявить дополнительные возможности и деструктивные процессы.
Также многие агрохолдинги активно развивают научно-исследовательские центры с целью создания собственных продуктов в агрохимии для минимизации своих затрат в этом направлении.
На сегодня в агро отсутствует тренд на создание наблюдательных советов, практически ни у одного крупного холдинга нет независимого наблюдательного совета. Как правило, собственники находятся в управлении, и у них отсутствует потребность в таком корпоративном органе. Я оцениваю создание наблюдательных советов в агробизнесе как восходящую тенденцию следующих нескольких лет.
Активные изменения происходят сейчас и в дистрибьюторском сегменте (СЗР, семена, минудобрения) — идет некий передел рынка, одни компании уходят, другие укрупняются и идут в прямую дистрибуцию. Поэтому, здесь, с одной стороны, есть явный запрос на торговых/региональных представителей и наблюдается много переходов; с другой стороны, менеджеры по продажам крупных международных брендов неохотно рассматривают предложения о работе в условиях такой нестабильности.
Хочется также отметить результаты работы по созданию кадровых резервов в разрезе управленческих позиций на производственные роли, такие, например, как руководитель агрпроизводственного департамента, главный агроном холдинга или кластера, руководитель кластера, руководитель направления животноводства. Еще несколько лет назад рынок был перегрет спросом на данные позиции, формируя заоблачные зарплатные ожидания. На сегодня многие компании благодаря сбалансированной работе по формированию внутренних кадровых резервов, продвигают на такие позиции внутренних кандидатов, решая вопрос относительно небольшой ценой.
Специфика этого года — работа в онлайне. Понятно, что в поле сильно онлайн не поработаешь, но для всех поддерживающих функций изменения произошли очень серьезные. Диджитализация и здесь вынужденно (или логично) заняла первое место. Начиная от выбора платформы для коммуникации и заканчивая отшлифовкой нового формата взаимодействия. Наш процесс рекрутинга, включая онбординг, для некоторых компаний осуществлялся полностью онлайн. Но здесь мы имеем свои особенности. С одной стороны, онлайн инструменты позволяют ускорять саму механику взаимодействия и переговоров, с другой — решения по промежуточной и финальной оценке в целом принимаются медленнее.
Рынок труда меняется постоянно, но с каждым годом изменения происходят все быстрее. Любые изменения — это возможность. Прогнозировать можно только повышение требований Executives к другим и к себе и работу над новыми навыками. Гибкость, адаптивность, резилиентность как умение противостоять ударам, эмпатия — вот основные зоны персонального развития настоящих и будущих лидеров. Умение наполнять себя энергией, эмоциональный интеллект, осознанная работа с оценкой ценностного поля: своих персональных ценностей и ценностей организации — Intervalues Intelligence — вот наиболее актуальные темы в управленческом рекрутинге в агробизнесе на 2021 год
Анна Нестерчук, управляющий партнер и соучредитель рекрутинговой компании «Бизнес Актив»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.