Органический профиль Швейцарии (2017)
Площадь сертифицированных земель: 151,4 тыс. Га (23-е место в Европе) Источник: Fibl |
В 2018 году между нашими странами было совершено свыше 270 экспортных операций на сумму более 200 млн. грн. Украина экспортировала свыше 33 тыс. тонн украинской сертифицированной продукции, среди которой преобладали: кукуруза (A), пшеница (B), пшеница озимая (С), овес (D), пшеница спельта (E), горох сушеный, очищенный (F), ячмень (G), просо (H), рожь озимая (I), горох (J).
В 2018 году для украинской органики экспортный рынок Швейцарии состоял из 18 операторов, а со стороны Украины внешний рынок формировали 11 операторов из 8 областей. Причем наиболее активными игроками по объему экспортируемой продукции выступали Херсонская (81,7%), Житомирская (8,21%) и Полтавская (7,59%) области.
Швейцария является одним из наиболее развитых потребительских рынков органической продукции — 2,4 млрд. Евро (4-е место в Европе и 7-е место в мире). В 2017 она занимала 1-место в мире по потреблению органики на душу населения — 288 евро, — а это около 9% всего внутреннего рынка страны (3-е место в Европе после Дании и Швеции). Этим, возможно, объясняются торговые приоритеты и незначительно участие в реэкспорте украинской органики.
Так, в структуре прошлогоднего экспорта из Украины около 75% продукции поступало именно на внутренний рынок, остальная же направлялась в страны Европы (Нидерланды — 17,8%, Италия — 7,9%).
Также стоит отметить, что на экспорте между нашими странами все же зарабатывают и другие рынки, их участие резко сокращается с каждым годом. Так в 2018 году их доля сократилась почти в 5 раз и составила около 11% от всего числа торговых сделок. Среди стран-посредников, как и в 2017 году доминировали Нидерланды (10,3%) и Польша (0,4%).
Для украинского производителя рынок Швейцарии — это экспортный «рынок качества», а не количество. В отличие от Германии и Нидерландов в 2018 году было совершенно меньшее число сделок, но с большим средним чеком. Причем с каждой из сторон в сделках участвуют крупные игроки рынка с именем и со сложившейся репутацией. Большинство из них — это постоянные участники Национального павильона Украины (buyorganic.in.ua) на выставке Biofach, который до 2019 года организовывался при поддержке швейцарского проекта Fibl.
Стоит отметить, что основные этапы развития внутреннего и внешнего рынка украинской органики также приходятся на период работы команды швейцарского проекта. Но, к сожалению, устойчивые бизнес-связи между нашими бизнесами и развитый внутренний рынок с высокой долей органики в продовольственных корзинах швейцарцев не обеспечивают добавочною стоимость для украинского производителя. Почти 100% экспорта формирует сырье — непереработанные продукты растениеводства.
Дмитрий Титаренко, Organic Export Promoter, основатель и руководитель Agroportex.Bio и промо-платформы BuyOrganic.in.ua, координатор Organic Ukraine Business Hub
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.