Новая политика поддержки Минагропрода 1: компенсация стоимости украинской сельхозтехники

20 февраля 2017, 09:45 5337
Олег Нивьевский

Политика поддержки агропроизводителей приобретает новые черты. В 2017 году можно выделить 3 основных инструмента поддержки: компенсация псевдоаккумуляции НДС преимущественно животноводам, компенсация стоимости сельхозтехники и компенсация стоимости кредитов. Каждый из этих инструментов требует детального анализа, особенно в свете заявленной цели Минагропрода поддерживать малых и средних агропроизводителей. Сначала предлагаю сосредоточиться на компенсации стоимости украинской сельхозтехники.

В недавней новости от правительства было сообщено об одобрении решения о компенсации стоимости украинской сельскохозяйственной техники и оборудования в размере 15%. Предложенная поддержка будет действовать в 2017 году для предприятий, которые имеют уровень локализации (или долю составляющих отечественного производства) 35%. В дальнейшем уровень локализации будет увеличиваться следующим образом: в 2018 году — 45%, в 2019-м — 55%, в 2020-м — 60%. В 2017 году на компенсацию стоимости сельхозтехники выделяется 550 млн грн (или 10% бюджета Минагропрода). На 2018 год планируется уже 15%, 2020-й — 20%. Конечно, интересно будет проанализировать детали этой программы, но концептуально хотелось бы отметить следующее.

1) Эффективность программы. Нынешняя программа не является новой для Минагропрода. Уже около 10 лет существовала программа частичной компенсации сложной сельскохозяйственной техники отечественного производства. По этой программе аграриям компенсировалось 30% стоимости сельхозтехники, однако не было требования по уровню локализации. Средства выделялись немалые, но спорадически и только до 2011 года (10 млн грн). В 2004 году, например, было использовано 36 млн грн, в 2005 году — 152 млн грн, в 2006 году — 20 млн грн, в 2007 году выделили 132 млн грн, что в долларовом эквиваленте соответствует нынешним 500 млн грн. Если же посмотреть статистику производства отечественного сельхозмашиностроения, то совсем не заметно, чтобы эта программа каким-то образом помогала производителям сельхозтехники. Так проводил ли Минагропрод такой анализ перед тем, как предлагать почти идентичный по форме и содержанию инструмент поддержки производителей сельхозтехники? Кроме того, следует понимать, какие группы аграриев получали финансирование по этой программе, имели ли малые субъекты хозяйствования доступ к этой программе?

2) Конфликт интересов между аграриями и производителями сельхозтехники. Если посмотреть на статистику покупки аграриями сельхозтехники, то невооруженным глазом видно, что абсолютное предпочтение отдается иностранным производителям, таким образом наши аграрии «голосуют» за качество иностранной техники, что затем отражается в целом на повышении эффективности производства. Предложенная же программа компенсации стоимости сельхозтехники предлагает аграриям сделать выбор между более низкой эффективностью и 15%-ной компенсацией стоимости. Конечно, в таком случае каждому предприятию нужно будет все просчитать, но концептуально широкой общественности предлагается поднимать украинское сельхозмашиностроение за счет аграриев.

3) Вопрос локализации. Планируется, что уже в 2020 году программа будет компенсировать стоимость техники с уровнем локализации 60%! Интересно было бы узнать, насколько длинным может быть список такой сельхозтехники. А вообще в современном глобальном мире очень рискованно делать уровень локализации параметром/условием развития. Уровень локализации может быть следствием инвестиционной привлекательности, легкости ведения бизнеса, но не самоцелью и тем более условием предоставления поддержки. Кроме того, локализация — это один из ингредиентов политики импортозамещения, которая во всем мире показала свою контрпродуктивность, и тем более в Украине.

Олег Нивьевский, экономист, член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.