Позволю себе не согласиться с данной трактовкой. Что касается освоения средств, украинский политикум, близкий к практической реализации «реформ», всегда показывал завидную скорость и «успешность» в этом вопросе.
На самом деле вопрос, как и раньше, сводится к поэтапному целевому финансированию с обязательством со стороны реципиента данного финансирования демонстрировать ход реформ, и, что еще «хуже», демонстрировать конкретный результат. И вот тут мы начинаем сталкиваться с законодательной «бюрократией» и прочими непреодолимыми особенностями реформирования в Украине, что делает невозможным демонстрировать ход реформ.
К сожалению, когда тот или иной вопрос имеет политическую волю и необходимую поддержку, все законодательно-бюрократические барьеры удается преодолеть крайне быстро. То есть в данном случае речь идет о том, что необходимой реальной, а не декларативной поддержки требования кредиторов в политикуме не находят, и явно противоречат бизнес-интересам разных структур.
Надзорность за целевым использованием средств со стороны кредиторов и доноров делает практически невозможным или крайне затрудненным осваивание таких средств. Но в этом всем я вижу позитивный факт, поскольку финансирование, о котором идет речь, имеет не безвозмездный характер и его необходимо возвращать в не таком уж далеком будущем, украинские налогоплательщики получают своеобразный иммунитет от «марнотратства» власть имущих.
Да, страна не получает развития и жизненно необходимых реформ, но, к счастью, мы и не получаем безрезультатно освоенного многомиллиардного кредита, который необходимо возвращать. Остается надеяться, что лобби, сдерживающее позитивные для страны реформы, будет ослабевать, и международные финансовые инвестиции станут реальной помощью и драйвером для развития страны.
Олег Кузнецов, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.