В октябре «Укрзализныця» насчитывала 59 станций, на которых отправители могли формировать и отправлять отправительские маршруты (54 вагона одной партией). Информация о количестве маршрутных станций была опубликована в АС Месплан УЗ без привязки к элеваторам.
Имея данные маршрутных станций, был составлен список элеваторов, которые могут формировать отправительские маршруты за 24 или 48 часов.
В результате анализа каждой станции из списка было установлено, что по некоторым станциям находятся несколько элеваторов, которые способны формировать отправительские маршруты за 24 или 48 часов.
Например, ст. Кролевец. По данной станции находятся элеваторные предприятия:
- ГПЗКУ, ПАО (филиал «Кролевецкий КХП»);
- ООО «Кролевецкий элеватор»;
- ООО «Кролевецкий комбикормовый завод».
Из перечисленных предприятий формировать отправительские маршруты за 24 часа могут ООО «Кролевецкий элеватор» и ООО «Кролевецкий комбикормовый завод».
Маршрутная станция еще не всегда маршрутный элеватор, по некоторым станциям 2-3 элеватора формируют отправительский маршрут (если один отправитель). Некоторые элеваторы, которые формируют отправительские маршруты, вообще не имеют железнодорожного пути. Пример: ст. Красное, загрузка вагонов происходит на местах общего пользования, элеваторное предприятие, которое грузит вагоны, находится от станции за 24,4 км. Зерно довозится до станции автомобилями, где через погрузчик «Ковчег» загружается в вагоны, данное предприятие формирует отправительские маршруты.
Некоторые элеваторы, которые могут грузить 54 вагона за 24 или 48 часов, не включены в перечень маршрутных станций из-за невозможности ПАО «Укрзализныця» обеспечить вывоз 54-х вагонов за один раз со станции отправления до опорной станции. Пример: ст. Лановцы, элеватор ООО «КЛОВ» (АТК).
Имея список элеваторов, которые могут формировать отправительские маршруты, с помощью открытых источников, будет проанализирован и составлен список владельцев данных предприятий, на которые ПАО «Укрзализныця» в первую очередь подает вагоны парка ЦТЛ.
Имея данную информацию о владельцах предприятий, на которые в первую очередь подаются вагоны ПАО «Укрзализныця», учитывая их разноплановость, можно понять, что монополии среди владельцев маршрутных элеваторов нет. Например, в компании «Кернел» только 10% маршрутных элеваторов.
Но, несмотря на вышеуказанное, около 90% украинских элеваторных предприятий в пиковый сезон перевозок не могут пользоваться вагонами ПАО «Укрзализныця».
Алексей Шахов, менеджер по логистике AgroGeneration
Источники информации:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.