Во-первых, несмотря на то, что разделение между собственностью на ресурсы компании и контролем за их использовнием на самом деле важно, не нужно забывать о том, что акционеры — это те, кто владеет в первую очередь правом собственности на остаточные финансовые потоки, а не на основные средства, ресурсы или обязательства компании, которыми владеет сама компания как юридическое лицо. Именно это фундаментальное разделение собственности в определенной мере отличает публичную компанию от частной фирмы. Но в общем компании создают добавочную стоимость с помощью сочетания ресурсов разного происхождения. Например, работники, включительно с менеджерами, инвестируют свой человеческий капитал. В то же время акционеры предоставляют финансовый капитал. Если добавочная стоимость создается за счет сочетания ресурсов работников и акционеров, то почему распределение этой стоимости должно быть только в пользу последних? Потому что на фондовом рынке риски более высоки, чем на рынке труда? Неужели? А найти новое место работы легче, чем продать акции?
Во-вторых, как показывает практика, большинство попыток по предотвращению «халтуры» со стороны менеджмента или сотрудников не достигает своей цели, а иногда приводит к диаметрально противоположным последствиям. Увеличение количества независимых директоров на результаты компании не влияет; разделение функций СЕО и главы правления с эффективностью компании не коррелирует; участие менеджеров в капитале компании мало чем помогает и т.п. Также бытует мнение, что эффективно управлять сотрудниками можно лишь тогда, когда менеджер четко знает, что должен делать каждый сотрудник, дает инструкции и имеет право на применение санкций за их невыполнение. Но на самом деле такое поведение часто лишь создает и стимулирует оппортунизм сотрудников, по крайней мере в демократических странах. Множество исследований в области управления показывает, что использование чрезмерного контроля воспринимается сотрудниками как остутствие доверия к ним. Соответственно у сотрудника исчезает внутренняя мотивация, ощущение автономии, и возникает вопрос: зачем вести себя надлежащим образом, еслы в это и так никто не верит?
Вопросы корпоративного управления, мотивации персонала — не единственные спорные вопросы в практике (и теории) менеджмента, но они имеют важное значение и для украинских аграрных компаний. Именно этим, а также другим вопросам будет посвящена львиная доля дискуссий на встрече-открытии проекта LaScalA, которая состоится 11–12 сентября в Киеве в преддверии 8-й международной конференции Large Farm Management.
Для справки: LaScalA (аббревиатура от английского Large Scale Agriculture — крупномасштабное сельскохозяйственное производство) — это научный проект, который финансируется немецким Обществом им. Лейбница, и занимается исследованием проблем управления агрохолдингами и другими формами крупного аграрного бизнеса. Проект осуществляет Лейбниц-Институт аграрного развития в странах с переходной экономикой (ІАМО) при участии партнерских организаций из Украины, Аргентины, Бразилии, Германии, Нидерландов, США и других стран. Более детально с информацией о проекте можно ознакомиться по ссылке.
Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник IAMO (Германия), член Экспертного совета УКАБ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.