Лесополосы и другие защитные насаждения были созданы еще в советское время на территории колхозов и совхозов для защиты сельскохозяйственных полей от эрозии. Общая их площадь в Украине — около полумиллиона гектаров.
В 1990-2000-х годах в аграрной отрасли страны произошли значительные изменения. Сначала большинство земель с/х назначения было передано в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, а впоследствии земля была распаевана между их работниками. Однако распаевали только сельскохозяйственные угодья. О судьбе же других земель законодательство, которое определяло порядок паевания, не упоминало. Часть хозяйств в процессе паевания передала эти земли в государственную собственность, но подавляющее их большинство так и осталось в коллективной собственности членов коллективных предприятий. Причем осталась только на бумаге, ведь часть предприятий уже ликвидирована, а другие (за очень небольшим исключением) реальной деятельности не проводили. В результате значительные площади земель (в масштабах Украины это более миллиона гектаров) «зависли в воздухе».
Среди таких земель, к сожалению, оказались и лесополосы. Неоднократно государство предпринимало попытки урегулировать этот вопрос. Рассматривалась возможность передачи лесополос государственным лесохозяйственным предприятиям. Но особого восторга у гослесхозов эта идея не вызвала, ведь для содержания лесополос нужны существенные финансовые и организационные ресурсы. И брать лишнюю ответственность на себя никто не хотел. В некоторых областях создавались коммунальные предприятия для содержания лесополос, однако широкого распространения эта практика тоже не получила.
Тем временем, в связи с отсутствием реального собственника или пользователя состояние лесополос постепенно ухудшалось. Лесополосы захламлялись, рос процент больных деревьев. Деревья массово вырубались. Особенно это стало актуальным в последнее время, после повышения стоимости газа для отопления. Ужасные последствия это имеет на юге Украины, где уровень лесистости и так небольшой, а угроза эрозии почв постоянно растет.
Одной из главных причин торможения решения вопроса было и остается сейчас многолетнее нежелание государства урегулировать статус земель коллективной собственности. Я со своими коллегами из Аграрного комитета пытался сдвинуть вопрос с мертвой точки. Подготовленным ко второму чтению законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиления государственного контроля за использованием и охраной земель» (№ 4355) предусматривается механизм перехода земель коллективной собственности в собственность территориальных общин.
Однако по разным причинам решение такого нужного для государства вопроса продолжает тормозиться. Полгода полностью готовый к рассмотрению во втором чтении законопроект № 4355 лежит в парламенте и не выносится на голосование.
Недавно я вместе с большинством членов Аграрного комитета зарегистрировал в ВРУ еще один законопроект — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса о коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» (№ 6049-1). Он тоже содержит механизм передачи общинам земель коллективной собственности, а также предусматривает возможность передачи земель под лесополосами в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным предприятиям либо в аренду физическим и юридическим лицам с обязательным включением в договора аренды земли условий по их содержанию и сохранению таких насаждений.
Надеюсь, что ВР в конце концов отойдет от политических дрязг и популизма и найдет время для решения такого важного вопроса, как использование лесополос. Дальнейшее его затягивание приведет лишь к усугублению существующих проблем.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.