Как привлечь инвестиции в startup

16 августа 2016, 07:45 4437
Артем Ковбель

Что является той силой, которая была описана в книге «От 0 до 1» Питера Тиля — одного из всемирно известных фаундеров и кофаундеров многомиллиардных startup-ов, таких как Paypal, Facebook, SpaceX и других?

Да-да, это — умение быть первым в чем-либо. И не просто быть первым человеком, кому пришла в голову идея, а быть первым в реализации этой идеи, как сказал один уважаемый бизнесмен из списка первой 10-ки украинского Forbes: «Быстрота принятия решения не менее важна, чем само решение»…

Не могу не согласиться с этой фразой. В подтверждение этих слов нельзя не упомянуть китайцев, быстрота воплощения copycat продуктов которых измеряется даже не часами и секундами…

Возвращаясь к Питеру Тилю и другим успешным startup-ерам, давайте разберемся, а что же такое startup?

В широком понимании startup — это идея, бизнес-начинание, которое находится на стадии реализации и требует финансовых вливаний вплоть до выхода на break even point, на точку самоокупаемости.

На протяжении своего развития от идеи до получения прибыли, startup проходит ряд стадий, на каждой из которых он встречается с разными типами инвесторов.

Итак, preseed stage (стадия посева) — это самая ранняя, наиболее рисковая стадия startup, на которой инвесторами в основном выступают сами основатели, семья, друзья, так называемые 3-FFF (family, friends, fools), где привлечённые средства покрывают расходы команды на проживание, разработку бизнес-плана и прототипа будущего продукта.

В исключительных случаях посевным инвестором выступает венчурный фонд. Но, как правило, венчурные фонды любят подключаться на стадии, миновавшей приближённость startup к valley of death и заходят в проект, вышедший на стадию самоокупаемости, тем самым минимизируя риски потери вложенных инвестиций.

Startup, прошедший стадию pressed stage, уверенно продвигается вверх и переходит в фазу seed stage, для которой характерен такой тип инвесторов, как business angels — частные инвесторы/физ. лица, которые так или иначе поверили в продукт на ранней стадии.

Существенную долю риска при реализации startup на ранней стадии инвестора нивелируют вхождением в капитал, часто прописывая в контракте (SHA) — shareholder's agreement (акционерном соглашении) ряд хеджирующих условий, таких как:

  1. Получение блокирующего пакета независимо от доли участия в капитале компании — иными словами, возможность блокировать принятие любых решений в рамках проекта.
  2. Возможность реализации дополнительного опциона — право докупать акции компании по цене их первоначальной стоимости.
  3. Введение в операционное управление компанией своего CFO и ряд других условий.

Таким образом, на протяжении своего жизненного цикла startup проходит ряд этапов от возникновения идеи до продажи проекта и выхода из него — total cash out — или его монетизации посредством выхода на публичные рынки заимствования капитала IPO, SPO — продажи существенной доли компании up to 50% с последующей передачей её в управление стратегическому инвестору и т.д.

По итогу, какими инструментами должен обладать startup-ер, чтобы привлечь деньги и воплотить свою идею:

  • наличие бизнес-плана — унифицированного документа на 2-х листах, который кратко описывает основную идею продукта (бизнеса), прогнозные финансовые показатели и маркетинг (конкуренты, рынок, потребители);
  • харизма — он должен быть достаточно убедителен в общении с инвесторами;
  • связи — startup-ер должен уметь искать деньги или знать тех людей, которые умеют искать деньги (консультанты), как я говорил в самом начале этой статьи — самой идеи недостаточно, чтобы воплотить свой Startup в жизнь, нужен bridge —мост, который позволит перейти от мечты к успешной реальности…

Все предельно просто…

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.