Схемы были разные — от оформления земли на подставных фермеров до передачи земли коммунальным предприятиям только для того, чтобы последние передали ее в субаренду частным структурам.
С того времени проведение земельных торгов несколько оживилось. Уже не является исключением случаи, когда по их результатам арендная плата возрастает вдвое или даже намного больше. А это — дополнительные доходы местных бюджетов.
Интересная тенденция наблюдается и при определении победителя. Когда наш закон (тогда — еще законопроект) голосовался, я слышал много критики. В частности, сетовали на то, что массовое внедрение земельных аукционов по сельскохозяйственным землям приведет к тому, что выигрывать их будут только крупные холдинги, а малый фермер останется ни с чем. Но практика говорит о другом. Большая вертикально интегрированная корпорация вряд ли потратит на приобретение актива сумму, превышающую рыночную. Ведь это негативно отразится на рентабельности производства. А вот малый производитель может себе это позволить. Он не оперирует значительными земельными массивами, и переплата за один земельный участок не создаст для него больших проблем. В результате мы видим отдельные случаи реальной конкуренции за земельные ресурсы между фермерами и крупными корпорациями. И эту тенденцию я считаю очень хорошей. Все, что идет на пользу малому производителю, приносит огромную пользу государству.
Но и аукционы проводятся у нас, к сожалению, тоже не без проблем. Хочу озвучить один вопрос, который актуален для всего государства. Впервые я услышал об этом от представителей органов местного самоуправления моего избирательного округа. Что происходит: на аукцион выставляется земельный участок. К примеру, для строительства или для сельскохозяйственной деятельности. Участники аукциона делают свои ставки. И вдруг один из них начинает «нагонять цену» до таких величин, при которых использование участка становится просто нерентабельным. И выигрывает аукцион, ведь соревноваться с ним просто невозможно.
Здесь начинается самое интересное. Подписывать договор аренды такой победитель отказывается. Потому что главная и единственное его задача — не использовать участок, а не дать выиграть другим. Чтобы потом получить «мзду» за то, что в повторный аукцион он вмешиваться не будет, или по другим причинам.
Замечу, что и закон, к сожалению, провоцирует такие действия. Все, чем рискует такой участник аукциона, это гарантийный взнос, который в таком случае не будет возвращен ему. Но по Земельному кодексу — это лишь 5% от годовой арендной платы. Это очень небольшая сумма, не говоря уже о том, что никто не запрещает лицу, сорвавшему аукцион, в дальнейшем принять участие в его повторном проведении.
Я поинтересовался у Госгеокадастра информацией — а сколько же всего таких случаев? И вот что я получил: в течение этого года на аукционах реализовано право аренды на 17 918 гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Но из них результаты торгов аннулированы в связи с неуплатой средств за лоты или отказом от заключения договора аренды на общую площадь 4129 гектаров. Почти четверть!!!! То есть, это сегодня является реальной проблемой.
С этим необходимо что-то делать, поэтому вместе с коллегами по Аграрному комитету ВРУ мы работаем над законопроектом, который должен навести порядок в этих отношениях. В частности, предлагается существенно повысить гарантийный взнос.
Наша задача — сделать так, чтобы земельные аукционы проходили. И участие в них должны принимать те, кто в случае победы будет реально обрабатывать эту землю.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.