Как малым фермерам не стать заложниками реформы?

28 февраля 2017, 06:43 3534
Михаил Амосов

Сегодня в Украине происходит активное обсуждение запуска рынка земли. Конечно же, масла в огонь подлили требования МВФ о необходимости принятия необходимого законодательства для завершения земельной реформы.

Речь, конечно же, идет о проекте Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» или об одной из его вариаций, которая будет проголосована в Верховной Раде. Продуманная, осмысленная работа над этим законопроектом и, наконец, его принятие в Верховной Раде может дать мощный толчок развитию аграрного сектора. Особенно, если будут учтены интересы не только уже существующих игроков, но и тех потенциальных производителей, которые ждут более комфортных условий работы. Сейчас с грустью можно утверждать, что в законопроекте № 5535 недостаточно учтены интересы малых и средних фермерских хозяйств.

Прежде всего, этим законопроектом сохраняется существующий статус-кво с арендой, а де-факто — контроль украинских земель. Дело в том, что сегодня уже 19,7 млн га в частной собственности передано в пользование на правах аренды со сроком минимум 7 лет, а в некоторых случаях — 20 и даже 49 лет по сделкам так называемого эмфитевзиса. Такой вид сделок дает право пользоваться чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд, а в дальнейшем отчуждать право пользования участком. Сейчас он является своего рода заменителем, попыткой обойти мораторий на продажу земель и причиной формирования «серого» рынка земли. Также активно лоббировался народными депутатами, приближенными к большим агропредприятиям, в прошлом году.

Все было бы хорошо, если бы не попытки использовать земельные участки, переданные по договору эмфитевзиса, например пашню, не по их прямому назначению. Например, строить огромные животноводческие комплексы, соизмеримые с крупным промышленным объектом по размеру и воздействию на окружающую среду. Этот процесс, к сожалению, не контролируется и не приносит никакой пользы в первую очередь людям, которые отдали в аренду свой земельный участок, во вторую — почвам.

Как следствие, имеем сегодня аграрные холдинги, которые уже сконцентрировали в своих руках огромные массивы плодородных украинских земель. Например, большая четверка (UkrLandFarming — 654, «Агропросперис» — 430, «Кернел» — 390, «Мироновский хлебопродукт» — 370 тыс. га) обладает почти 2 млн га самых плодородных в Украине почв. В то же время для контраста — все 32,303 тыс. зарегистрированных фермерских хозяйств совокупно обрабатывают земельный банк размером 4,4 млн га.

В ожидании введения рынка земли наблюдается тенденция увеличения количества заключенных договоров на длительные сроки (до 49 лет), и очевидно, что при сохранении подобного положения ни о какой свободной конкуренции на рынке не может быть и речи. На момент запуска мы получим игроков, которые уже закрепили на нем такие преференции, как долгосрочные договоры аренды.

Кроме того, данный законопроект предусматривает, что минимальная стоимость земельного участка не может быть меньше, чем размер годовой арендной платы, умноженный на 20. При среднем размере земельного участка в Черкасской области около 2,7 га и арендной плате 6 тыс. грн/год будем иметь $1,5 тыс. стартовой цены для одного гектара. Возможно, не слишком высокая цена как для крупного агрохолдинга. Однако она может оказаться неподъемной для малого фермерского хозяйства.

В то же время возможность отдавать землю под залог в банк или какое-то другое кредитное учреждение (желательно, конечно, с минимальным процентом) позволит малым фермерам вырваться из этих «денежных лап», а останутся только ментальные, которые «заставляют» их сидеть дома и над разрушением которых мы, собственно, сейчас работаем.

Лучшим вариантом во избежание спекуляций с ценой на землю будет создание, в первую очередь, четкого и прозрачного механизма экспертной оценки, который был бы действительно независимым и не вызывал сомнений.

Важным моментом является ограничение концентрации земли в одних руках, ведь существование монополий также не способствует развитию малых форм хозяйствования. Как будет регулироваться этот вопрос? До конца не понятно.

И наконец, мы должны осознавать, что малые и средние фермерские хозяйства имеют право (даже требуют) на внимание и поддержку ради долгосрочных перспектив. Малые формы сельхозпроизводителей, которые пока находятся не в равных условиях и уступают агрохолдингам в производительности и эффективности, позволят обеспечить полноценное развитие сельской местности за счет создания рабочих мест, почти полного цикла переработки созданного ими же сырья и заботливого отношения к окружающей среде.

Михаил Амосов, координатор инициативы Land Matrix в Украине и Восточной Европе

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.