Понятным примером существования проблем в этой сфере является, например, тот факт, что профильным Законом «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» (Закон) определено несколько десятков различных случаев приватизации объектов АПК, имеющих свои особенности и механизмы. Вместе с имеющимся в Украине запретом на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности такое отсутствие унификации процесса приватизации приводит к значительному затягиванию процесса разгосударствления АПК в Украине.
В условиях современной обостренной конкуренции на рынке понятно, что основная ценность любого объекта АПК, который находится в процессе приватизации, — именно земельный банк. Объекты инфраструктуры или недвижимости в большинстве случаев не представляют никакого интереса для инвестора по понятным причинам, связанным с их устарелостью или даже непригодностью, а в некоторых случаях и с «балластом» в виде банкротств либо крупных кредиторских задолженностей. Таким образом, интерес есть только к тем объектам, которые имеют реальные земельные площади.
Так как же выглядит процесс приватизации объекта АПК государственной собственности на практике?
Процедура приватизации АПК обусловлена специфичностью этой отрасли. Так, продукция, которая производится, является промежуточной и тесно связана с перерабатывающей отраслью. Вместе с сезонностью сельскохозяйственного производства это вызывает необходимость иметь техническое оснащение и обслуживание высокого уровня. Наконец, при разработке процедуры приватизации законодатель пытался учесть также специфику создания государственных с/х предприятий, которое преимущественно осуществлялось за счет кооперативного имущества.
Это означает, что главным отличием процедуры приватизации АПК является искусственное ограничение конкурентных способов приватизации путем ограничения участия сторонних покупателей. Вряд ли это обстоятельство эффективно способствует созданию условий для развития частного сельскохозяйственного предпринимательства.
Процесс приватизации перерабатывающих, агропромышленных, строительных и других государственных несельскохозяйственных предприятий в АПК начинается с принятия решения о приватизации и разработки соответствующего плана приватизации. Приватизация осуществляется путем преобразования их в акционерные общества, сохраняя при этом технологическое единство и целостность имущественных комплектов. В случае недостаточности имущества для формирования уставного капитала акционерного общества порядок реорганизации определяет уполномоченный орган.
План приватизации указанных предприятий должен предусматривать квоты льготной продажи акций по номинальной стоимости работникам предприятия, которое приватизируется, и другим категориям, которые приравниваются к ним, а также сельскохозяйственным производителям. Негосударственным сельскохозяйственным предприятиям передается безвозмездно 51% акций приватизируемого предприятия. Акции, которые не были размещены на льготных условиях в течение 1 года со дня начала их продажи, реализуются на общих основаниях с привлечением сторонних инвесторов.
Особенности приватизации имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий обусловлены путем их создания. Подавляющее большинство из них было создано вследствие безвозмездной передачи имущества колхозов и предприятий в государственную собственность. Поэтому в процессе приватизации учитывается компенсация стоимости указанного имущества путем уменьшения платежей за имущество, которое приватизируется. В соответствии со ст. 6 Закона таким лицам безвозмездно передаются акции в количестве, определяемом как произведение стоимости имущества на одного работника на количество работников предприятия. Такая стоимость рассчитывается 1 раз в год в начале года на основании статистической отчетности за предыдущий год.
Приватизация имущества, оставшегося после бесплатной передач, осуществляется за деньги. Право на первоочередное приобретение имеют работники. Если же после этого остается невыкупленным определенное количество акций, государственный орган с согласия общего собрания передает работникам остатки акций для приобретения за собственные средства. В случае если такое право не было использовано работниками в течение месяца со дня извещения, то право на льготную продажу теряется. Наконец, после реализации членами коллектива права на бесплатное получение акций, льготное приобретение акций за средства, а также права выкупа акций с рассрочкой платежа нереализованные государственные акции приватизируются на общих основаниях.
На сегодняшний день существует концепция реформирования законодательства о приватизации государственного имущества в сфере АПК. Суть ее сводится к унификации и упрощению всех приватизационных процедур, а также введению императивной нормы об обязательной и автоматической приватизации всех с/х предприятий государственной собственности (с учетом специфики предприятий, имеющих стратегическое значение). Кроме этого, рекомендуется существенно изменить подходы к определению лиц, в пользу которых происходит льготная приватизация, оценке стоимости имущества и инвентаризации. Также предлагается, что по результатам приватизации могут быть созданы новые субъекты хозяйствования только в таких формах, как АО, ООО и сельскохозяйственный производственный кооператив.
Максим Услистый, советник Eterna Law
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.