Одно слово — весомые последствия
В прошлом году в Бюджетный кодекс были внесены изменения, которыми объем господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей ограничили на уровне не более 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве. Но этим изменениям в документе предшествовало определение «не менее 1%». Казалось бы, одно слово, но последствия от него для аграриев очень весомые. Ведь определением «не менее 1%» устанавливается нижняя граница и необходимый минимум. В свою очередь, определение «не более 1%» устанавливает только верхний предел. Это означает, что по сути, даже если государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей составит 0 грн, Бюджетный кодекс мы не нарушим, ведь этот 0 явно не превышает 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве. Например, в государственном бюджете на 2020 год объем бюджетной поддержки АПК определен на уровне 4 млрд гривен, что составляет лишь 43% от установленного ограничения и не соответствует реальной потребности.
Поэтому законопроектом №2825 «О внесении изменения в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины относительно бюджетной поддержки АПК», который мы вместе с коллегами внесли в Верховную Раду, предлагается вернуть справедливый статус-кво. Необходимо определить господдержку АПК на уровне не менее 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве. Особенно важно это в контексте погодной ситуации, которая в этом году сложилась в Украине, и соответствующих потерь для аграриев. Засуха, которая стала следствием аномально низкого количества осадков и отсутствия талой воды, самый низкий за 100 лет уровень воды в реках — уже ударили по отдельным регионам, особенно на юге. В Одесской области аграрии потеряли минимум треть посевов зерновых, а где-то и до 100%. Это неутешительное положение дел только добавляет актуальности для скорейшего принятия данного законопроекта.
Отсутствие стабильности
Каждый год перед рассмотрением бюджетных законопроектов аграрии внимательно следят за заседанием Верховной Рады и за всеми перипетиями бюджетного процесса. Ведь перед каждым следующим годом агропроизводители просто не знают, в каком объеме в бюджет будет заложена господдержка. В то же время, именно от этого во многом зависит их деятельность. В таких условиях очень сложно планировать свою хозяйственную деятельность не то что на несколько лет, а даже на год вперед, как это, в принципе, делают во всем цивилизованном мире.
Отсутствие стабильности в господдержке, к сожалению, является одним из наиболее негативных факторов в развитии агропромышленного сектора. В результате, ни один аграрий не может выстроить долгосрочную стратегию развития собственного хозяйства. Особенно остро стоит эта проблема для тех сфер в «аграрке», которые требуют длительных инвестиций и имеют долгую окупаемость. И только стабильная и долговременная поддержка со стороны государства может снять этот вопрос с повестки дня. Государственная поддержка в таком виде, как существует сейчас, является непрозрачной, а этим проектом предлагается именно компенсация процентной ставки по кредитам сельхозтоваропроизводителей, что позволяет должным образом контролировать ее распределение.
Это также будет очень правильным шагом для наших аграриев накануне запуска оборота земель сельскохозяйственного назначения, который, согласно принятому и подписанному Президентом закону, должен стартовать с 1 июля 2021 года для физлиц. Ведь государство обязалось обеспечить погашение процентов по кредитам на покупку сельхозземли для них, заложив эти средства в госбюджете. И только такая системная и длительная поддержка может сделать мелких аграриев полноценными участниками рынка земель и уменьшить высокое общественное недоверие к этому шагу.
Поэтому упомянутым законопроектом №2825 мы предлагаем внести изменение в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса, установив, что в 2021–2025 годах ежегодный объем средств Госбюджета, которые направляются на частичную компенсацию процентной ставки по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе процентной ставки по кредитам на приобретение земель сельскохозяйственного назначения, составляет не менее 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве.
Закрепив это положение на 5 лет, мы дадим очень позитивный сигнал для отрасли, ведь это будет свидетельствовать о том, что у государства есть четкая стратегия по развитию агросектора.
Олег Кулинич, председатель депутатской группы «Довира», член Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.