Чем объясняется такое внимание общественного объединения к чиновникам?
В высоких кабинетах власти трудится рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда.
12 января 2017 года состоялось заседание этой рабочей группы, куда были приглашены Торгово-промышленная палата Украины, Всеукраинская общественная организация «Украинская ореховая ассоциация», Общественный союз «Ассоциация украинских производителей и экспортеров ореха грецкого, грибов и ягод», ассоциация «Укрсадпром», Украинский клуб аграрного бизнеса, Офис эффективного регулирования в соответствии с письмом Министерства финансов Украины от 26.12.2016 № 31-11310-12-6/36928. Среди приглашенных отсутствовали организации пчеловодов.
Мало того, в тексте указанного письма Министерства финансов Украины написано: «С целью выполнения поручения Кабинета министров Украины от 09.12.2016 № 45848/0/1-16 по привлечению профильных ассоциаций к разработке проектов актов по вопросам обеспечения уплаты налогов и сборов в бюджет при осуществлении операций по заготовке и экспорту орехов, ягод, грибов Минфином запланировано провести рабочую встречу органов власти и субъектов хозяйствования, заинтересованных в урегулировании поднятого вопроса». То есть Министерство финансов Украины не рассматривало «мед натуральный» как один из продуктов на планируемом мероприятии — заседании рабочей группы по заготовке орехов, ягод, грибов и меда.
На сайте Кабинета министров Украины, на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины, на сайте Министерства финансов Украины, на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины мы не нашли информации о деятельности рабочей группы, которая называется «Рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда». На сайте Офиса по продвижению экспорта, кроме бланка «Регистрация компаний, заинтересованных в торговых миссиях», информации нет вообще.
Так что первое и вполне справедливое замечание: если существует рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда, то в ней должны быть представители (или представитель) общественной организации пчеловодов.
Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» не получила информации о создании и деятельности рабочей группы по заготовке орехов, ягод, грибов и меда. Поэтому, соответственно, для нас были достаточно неожиданными «наработанные» 12 января 2017 года этой группой материалы, которые мы получили от Офиса по продвижению экспорта по электронной почте в виде пакета документов, в который вошли, в частности, проект Постановления Кабинета министров Украины «О подтверждении происхождения и уплаты налогов и сборов при экспорте орехов, грибов, ягод и меда» и проект Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда» с Приложением «Перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию» и другие документы, сопроводительные — объяснительные записки, сравнительные таблицы и другие.
Как продукт «мед натуральный» попал в указанные проекты постановлений КМУ? Как могли чиновники «мед натуральный» обозначить как товар, экспорт которого подлежит лицензированию, без всякого обсуждения с пчеловодческими организациями Украины? То есть на заседание пчеловодов не зовут, а в результирующие документы этих заседаний — проекты постановлений Кабинета министров Украины — «мед натуральный» включают.
Мы всегда внимательно следим за проектами законов и постановлений, которые обсуждаются с гражданским обществом. Как могло случиться, что указанные проекты постановлений не были обговорены с обществом пчеловодов?
На сайте Кабинета министров Украины размещен проект Постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год», который находился на обсуждении с 21 ноября 2016 г. по 21 декабря 2016 г. и не получил ни одного предложения. Поэтому с 1 января действует Постановление Кабинета министров Украины от 28 декабря 2016 № 1009 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год» с соответствующими приложениями 1, 2, 3, 4.
Действующим является также Постановление Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2016 год» с соответствующими приложениями 1, 2, 3, 4, 5. В частности, в Приложении 5 к Постановлению Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 представлен перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию в 2016 году, в котором значится только одно наименование товара — антрацит (УКТВЭД 2701 11 00 00).
То есть в Постановлении Кабинета министров Украины от 28 декабря 2016 № 1009 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год» отсутствует Приложение 5.
И мы увидели это Приложение 5 фактически трансформированным в проекте Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда», который наработала рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда, где указано: «Кабинет министров Украины постановляет: 1. Приложение № 5 к Постановлению Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2016 год» (Урядовий кур'єр, 2016, 01, 07.01.2016. № 3) изложить в новой редакции, которая прилагается». Поэтому в новой редакции перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию в 2017 году, уже не содержит один товар — антрацит. Он содержит мед натуральный, грибы (лисички, белые и другие), орехи лесные и грецкие в скорлупе и без, каштаны в кожуре и без, терн, вишню, землянику и клубнику, малину и ежевику, клюкву и чернику, черную и красную смородину, ежевику и шелковицу, арахис, плоды мороженые и сушеные и другие.
Так что ждем ответа от чиновников: почему в перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, включили «мед натуральный» и при этом не спросили мнение профильных общественных организаций и общества?
В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины есть рабочая группа по вопросам развития пчеловодства. Создана она была еще в 2015 году по инициативе нашей организации «Всеукраинское братство пчеловодов Украины», и трудилась эта рабочая группа всего два заседания. За весь 2016 год никакой инициативы руководство рабочей группы не проявило, чтобы она работала. Многочисленные обращения нашей организации к руководству Отдела международной интеграции в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в АПК, который входит в структуру Департамента международного сотрудничества, о необходимости активизировать работу рабочей группы были проигнорированы. Проигнорированы также наши предложения относительно плана и программы деятельности рабочей группы по вопросам развития пчеловодства Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» направила в Министерство аграрной политики и продовольствия Украины предложения относительно изменений и дополнений (более 180 поправок и дополнений) к Закону Украины «О пчеловодстве» в декабре 2015 года (№ 07/12/2015 от 10.12.2015) и до сих пор не получила никакой информации, никакого ответа. Мы также направили в Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в декабре 2015 года (№ 03/12/2015 от 03.12.2015) предложения по четкой процедуре имплементации в национальное законодательство Директивы ЕС от 20 декабря 2001 года № 110/2001 относительно меда с внесенными дополнениями по украинским медам с научным обоснованием этих дополнений. Никакого ответа не получили до сих пор.
И вот сейчас, после долгого молчания в сторону украинских пчеловодов, готовятся проекты постановлений Кабинета министров Украины, которые непосредственно касаются пчеловодов-производителей, — проект Постановления Кабинета министров Украины «О подтверждении происхождения и уплаты налогов и сборов при экспорте орехов, грибов, ягод и меда» и проект Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда». И готовятся указанные постановления без участия пчеловодческой общины, без учета мнения пчеловодов.
Это в то время, когда не приняты поправки и изменения к основному отраслевому Закону Украины «О пчеловодстве». В то время, когда внутренний и внешний рынки меда не сформированы. В то время, когда пчеловоды требуют основательного пересмотра всех законодательных актов и подзаконных актов, касающихся использования аграриями пестицидов, токсичных для пчел. В то время, когда ветеринарное обслуживание пасек практически отсутствует, когда неподконтрольным является рынок ветеринарных препаратов. В то время, когда ДСТУ относительно «меда натурального» добровольные, а внутренний рынок меда не защищен от ввоза в Украину некачественного продукта и фальсификата. В то время, когда медоносная база Украины существенно уменьшается, а почвы загрязняются ядохимикатами.
Уважаемые чиновники должны знать, что для реформирования отрасли пчеловодства нужна поддержка государства, а не новая изысканная петля для производителя-пасечника.
Поясню, почему.
Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» как неправительственная структура 12 лет подряд ведет международную деятельность. Мы открыли медовую Украину всему миру. 43 Международный конгресс Апимондии, подготовка которого длилась 4 года и который мы успешно провели в сентябре-октябре 2013 года в Киеве, полностью закрепил за Украиной статус «медового государства». Такой наш международный маркетинг помог трейдерам-экспортерам выйти на внешние рынки с продукцией — медом. Если в 2005-2007 годах экспорт меда из Украины составлял несколько тысяч тонн и экспортерами были 3-5 компаний, то в последующие годы, с увеличением интенсивности нашей международной деятельности, число украинских трейдеров-экспортеров увеличивалось, а также возросло количество меда, который они экспортировали в страны мира. И это происходило благодаря эффективному продвижению украинского меда на рынки мира нашей организацией «Всеукраинское братство пчеловодов Украины», ведь мы представляем Украину и украинское пчеловодство на самых престижных международных мероприятиях во многих странах мира и на разных континентах. А уже в 2016 году из Украины было экспортировано 56 966 тонн меда на $97 282 тыс. (данные Государственной фискальной службы Украины) в страны Европейского союза и США. Экспортерами стали 57 компаний. Это результаты международной деятельности ОО «Всеукраинское братство пчеловодов Украины». Такими показателями можем гордиться.
Но, к сожалению, ни государство, ни трейдеры не заботятся о дальнейшей поддержке имиджа Украины как «медового государства». Большинство трейдеров-экспортеров сегодня экспортируют мед с минимальной добавленной стоимостью как сырье, что, следовательно, уменьшает и поступления доходов в государственный бюджет. К сожалению, они ничего не делают для того, чтобы выйти на международные рынки с продуктом с максимальной добавленной стоимостью — готовым продуктом, расфасованным в мелкую тару. Как следствие, закупочная цена меда у производителя-пчеловода снижается и составляет сегодня менее $1. Для украинского пасечника производство меда становится нерентабельным.
Но мы все знаем, что самым главным в пчеловодстве является не продажа меда.
Пчеловодство — это Пчела и Опыление! И только после этого — мед и продукты пчеловодства. Без пчелы, без ее естественной функции опыления не будет ни фруктов, ни овощей, ни меда. Кроме того, опыление сельскохозяйственных культур существенно — от 20% до 60% — увеличивает их урожайность. Так вот, как раз вопрос сохранения пчелы сегодня и является главным в пчеловодстве Украины! Если пчеловоды будут сворачивать свои пасеки — будет уменьшаться популяция пчел в Украине, что приведет к плохим последствиям и в растениеводстве, и в животноводстве, и в продовольственной политике.
Поэтому пчеловодство нужно развивать, чтобы были пчелы, чтобы пасечники-производители имели работу и получали продукцию — мед и другие продукты пчеловодства. Сегодня надо способствовать тому, чтобы пасечник имел возможность продавать свой мед по максимально возможным ценам и в Украине, и за рубежом. Этого можно достичь только путем увеличения конкуренции среди трейдеров, способствуя росту количества украинских трейдеров и представительств в Украине иностранных трейдеров.
Исходя из вышеизложенного, лицензирование сейчас нельзя вводить в пчеловодческий сектор экономики Украины.
Кроме того, важно понимать, что процесс заготовки для дальнейшего экспорта ягод, орех, грибов нельзя сравнивать с процессом заготовки меда. В случае с медом стороны, которые задействованы в процессе (пасечник-продавец и трейдер-покупатель), — лица, которые состоят на учете в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и имеют соответствующие разрешительные документы. Поэтому обеспечить прозрачность процедур при заготовке меда очень легко.
Сегодня трейдеры-экспортеры работают и имеют право экспорта, согласно Приказу Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 08.08.2012 № 491 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 31 августа 2012 г. № 1469/21781) «Об утверждении Ветеринарно-санитарных требований для мощностей (объектов) по производству продуктов пчеловодства». Они также должны выполнять Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (Документ 771/97-ВР, действующая редакция от 01.01.2016). Происхождение продукции в закупках меда трейдер обязан обеспечивать на своем производстве в соответствии с требованиями ЕС по имплементации HACCP. Кроме того, трейдеры-экспортеры выполняют требования стран-импортеров по параметрам безопасности меда. То есть для трейдеров-экспортеров законодательством четко определены условия работы.
Мы согласны с тем, что трейдеры-экспортеры при таможенном оформлении экспорта меда для осуществления таможенного контроля должны подать документы, подтверждающие происхождение этой продукции и проведение расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам), но для обеспечения этих требований трейдеру-экспортеру нет необходимости в прохождении дополнительного лицензирования. Он может это сделать и без специального лицензирования.
Введение лицензии на экспорт меда натурального станет ограничением в увеличении количества продавцов меда. С рынка уйдут компании, которые не смогут работать в условиях дополнительных выплат.
Для пчеловодов лицензирование будет иметь двойной негатив, это двойной удар: во-первых, так или иначе, трейдер будет перекладывать на пчеловода свои расходы на лицензирование деятельности; во-вторых, сам пчеловод не сможет стать оператором международных рынков при условии лицензирования экспортной деятельности.
А министр аграрной политики и продовольствия Украины обещает государственную поддержку малым и средним предпринимателям. И опираясь на это, наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» сегодня рассчитывает на такую поддержку и разработала ряд требований к пчеловоду-производителю, выполняя которые, он сам может и должен стать оператором международных рынков. Это создаст здоровую конкуренцию. Продаваться будут монофлорные меды, другие продукты пчеловодства. Пчеловоды-производители смогут экспортировать брендовую продукцию с добавленной стоимостью. Это выгодно как пчеловоду-производителю, так и государству. А введение лицензии — как дополнительные расходы — сделает невозможным развитие пчеловода-производителя как самостоятельного оператора международных рынков.
Общественная организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» настаивает, чтобы из проекта Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда» была исключена из перечня товаров, экспорт которых подлежит лицензированию, позиция «мед натуральный».
Нельзя быть такими недальновидными: мед — это только продукт пчеловодства. И если его будет производиться и продаваться больше, то больше будет и пчел, а значит, улучшится сельское хозяйство в целом. И урожайность сельскохозяйственной продукции существенно увеличится.
Общественная организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» призывает Кабинет министров Украины, министерства к открытому и прозрачному сотрудничеству в отношении развития пчеловодства. Мы знаем, как позаботиться о пчеле, как произвести безопасную продукцию, как улучшить урожайность фермерских угодий, как обеспечить сохранность медоносной базы и окружающей среды. Мы должны опираться на прочную законодательную базу, которую вместе с исполнительной и законодательной властью пытаемся создать.
Не нужно загонять пасечника в угол. Каждый пчеловод хочет выполнять свою работу профессионально и за это получать надлежащее финансовое вознаграждение. Развитие пчеловодства способствует увеличению доходов аграриев, развитию сельских территорий, улучшению здоровья нации.
Татьяна Васильковская, председатель правления ОО «Всеукраинское Братство пчеловодов Украины»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.