Действительно ли 301 железнодорожная станция малодеятельная и убыточная?

13 марта 2019, 10:40 11518
Алексей Шахов

По результатам рейтинга-анализа второго полугодия 2018 года директор по экономике и финансам АО «Укрзализныця» 21 февраля 2019 года представил новый список «малодеятельных станций». В перечень вошла 301 станция, открытая для погрузочных работ. Также был официально определен термин «малодеятельная грузовая станция» и «малодеятельная убыточная грузовая станция».

«Малодеятельная грузовая станция — станция, в которой среднесуточная общая погрузка и выгрузка вагонов ниже аналогичного среднего показателя всех грузовых станций предприятия в целом по АО «Укрзализныця» и составляет менее 10% от него».

«Малодеятельная убыточная грузовая станция — станция, соответствующая критерию малодеятельности, и по результатам финансово-хозяйственной деятельности которой расходы на ее содержание и эксплуатацию превышают доходы, полученные за соответствующий период».

Напоминаю, что первый список грузовых станций, которые «Укрзализныця» планирует закрыть, был обнародован в первом полугодии 2018 года, во втором полугодии этого же года 207 грузовых станций получили ограничение на согласование планов на/со станции. То есть, «малодеятельные станции» во втором полугодии 2018 года не могли загружать грузы из-за несогласования от «Укрзализныци» планов на данные станции.

В перечень «малодеятельных» грузовых станций в 2019 году вошли станции, объем погрузки и выгрузки которых не превысил порог 2,34 вагона в сутки по итогам 2-го полугодия 2018 года. По мнению УЗ, если станция загружает/разгружает 854 вагона в год или меньше, то такая станция «малодеятельная». Учитывая, что 207 станций во втором полугодии были заблокированы «Укрзализныцей», они не могли показать никакой загрузки за 2-е полугодие (за 6 месяцев первого периода блокировки УЗ разблокировала 12 станций, и на конец первого периода список заблокированных состоял из 195 станций).

Начиная с первого полугодия 2019 года, «Укрзализныця» разработала процедуру, которая дает возможность подавать/забирать вагоны на/с «малодеятельных станций». Предприятия, которые желают производить загрузку/разгрузку, УЗ обязывает подписать дополнительное соглашение на подачу/забор вагонов на данную «малодеятельную станцию» с ближайшей станции, которая открыта для погрузочных работ. Дополнительная стоимость подачи и забора вагонов составляет 170,38 грн без НДС за 1 вагон/км. Например, чтобы подать и забрать вагон на расстояние 30 км, грузоотправитель должен дополнительно оплатить УЗ 12 267,3 грн/вагон, или 180,4 грн/т с НДС.

После первого периода блокировки станций ко мне обратился наш партнер, директор заблокированного элеватора, с просьбой помочь разобраться, почему станцию и элеватор заблокировали. От «Укрзализныци» было известно, что станции малодеятельны и убыточны, их необходимо закрыть для выполнения погрузочных работ. На основании информации УЗ и для определения, соответствует ли данная информация действительности, было подробно изучено работу заблокированной железнодорожной станции Гавриловка, что в Харьковской области, и элеваторного предприятия по данной станции, поскольку количество отгруженных/принятых вагонов влияет на убыточность станции.

С подробным анализом, подтверждающими документами можно ознакомиться здесь.

Анализ показал, что станция промежуточная, основной деятельностью данной станции является организация пассажирского движения, приема и отправления пассажирских поездов, кассовое обслуживание пассажиров, пропуск грузовых поездов. Относительно грузовой работы за 2017 год:

— станция отгрузила 76 вагонов;

— отправители оплатили 1615 137,20 грн на счет «Укрзализныци» за операции, связанные с отправкой данных вагонов;

— элеватор уплатил 57 207,24 грн за содержание подъездных путей, находящихся на балансе «Укрзализныци»;

— расходы станции для возможности осуществления грузовых работ не превышают 271 023,95 грн с НДС.

Проанализированный тип станции соответствует большинству станций УЗ, которые планируют закрыть для грузовых работ, станция промежуточная, из 301-й станции таких 284. Поэтому данный шаблон анализа можно применить к большинству станций, которые УЗ считает малодеятельными и убыточными.

После официального обращения к руководству «Укрзализныци» с анализом работы станции, ответ на данное обращение не получили. При личной встрече и наведении фактов руководство УЗ понимает, что станция может быть неубыточный, но разблокировать не хотят, предлагают подписывать дополнительное соглашение на подачу/забор.

После проведенного анализа, обращения к руководству «Укрзализныци», получения устного ответа и неполучения официального письменного ответа об ограничении деятельности элеваторного предприятия, усматривалось нарушение Закона Украины «О защите экономической конкуренции», а именно ст. 13 «Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке». На основании данного нарушения было составлено обращение в Антимонопольный комитет Украины о нарушении законодательства, а именно злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением на рынке относительно элеваторного предприятия. После рассмотрения обращения Антимонопольный комитет Украины отказал в рассмотрении жалобы на «Укрзализныцю», аргументируя, что отказ в перевозке грузов со станции или на станцию не может непосредственно негативно влиять на права элеваторного предприятия.

В результате анализа, станция, которая грузила в 11 раз меньше вагонов, чем станции, которые в «Укрзализныце» признали малодеятельными и, наверное, убыточными, не является убыточной. На аргументы, что убытки от деятельности станции не обоснованы, «Укрзализныця» не обращает внимания. Антимонопольный комитет Украины не видит нарушения законодательства со стороны «Укрзализныци» относительно элеваторных предприятий, которые находятся на заблокированных станциях.

Получается, что убыточность «Укрзализныцей» может быть «нарисована» для станции, которая им заблагорассудится, аргументированные возражения «Укрзализныця» не принимает, Антимонопольный комитет Украины не работает. Агропроизводителям и предприятиям остается надежда на Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и на Кабинет Министров Украины, которые имеют влияние на решение достаточно важного вопроса для экономики страны относительно дальнейшего функционирования заблокированных предприятий и станций.

Р.S. По состоянию на 11.03.2019 г. в АС Месплан из 301-й «малодеятельной станции» осталось 294.

Алексей Шахов, директор ООО «Украинские аграрные потоки»


Источники информации и ссылки на исследования:

https://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/general_information/

https://drive.google.com/drive/folders/1rr4sXbpOoJkPECr7hRZO2plbxKjs8fba

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.