Что делать бизнесу на пороге мирового кризиса: 8 советов

13 марта 2020, 10:00 1717

Мир прошел много кризисов на разных континентах и в разных странах. И, несмотря на это, в феврале 2020 г. мировые фондовые рынки стремились к очередным историческим рекордам. Но после любого кризиса будет рост.

Такое мнение высказал заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован.

Он отметил, что после любого кризиса следует рост — такова природа рынков.

«Но не стоит все же забывать и об «эффекте выжившего». Анализируя динамику акций компаний даже в эти дни, мы все же говорим о компаниях, которые прошли предыдущие кризисы, забывая о тысячах компаний, которые как раз в период катаклизмов ждало банкротство», — рассказал эксперт.

Рашкован отметил, что кризис — это момент изменений. Те, кто смогут быстро адаптироваться, смогут его пройти и в будущем «серфить на волнах будущего роста».

Итак, что же стоит делать бизнесу в условиях быстро назревающего кризиса.

1. Ожидайте и готовьтесь к худшему сценарию: многие компании уже увидели падение продаж. Это будет продолжаться, в том числе из-за поведения ваших потребителей. Пересмотрите свои планы продаж в сторону снижения. Ожидайте разрывов в цепочках поставок — они неизбежны, особенно если вы зависимы от экспортно-импортных операций.

2. Разработайте и протестируйте процедуры работы с клиентами и сотрудниками удаленно — сможете ли вы поддерживать своих клиентов и работу компаний в условиях жесткого карантина? Отмените ненужные международные поездки — это уже делает большинство компаний, и как минимум 2−3 месяца это еще будет продолжаться. Научитесь коммуницировать через Skype, Zoom, Cisco. Это очень важно — логистика сильно пострадает в следующие несколько месяцев.

3. Наличность — ключ к спокойствию. Постарайтесь иметь достаточный запас денег на счетах для ведения своего бизнеса. Планируйте запасы, исходя из пересмотренных планов денежного потока, о которых я говорил в п. 1 и 2. Разработайте план на случай экстренных ситуаций — будет ли вам где взять деньги? Подумайте над сокращением ненужных и необоснованных затрат своих компаний — вернетесь к ним после кризиса.

4. Фондирование — доступ к кредитам и финансированию может вскоре значительно ухудшиться, несмотря на попытки НБУ возобновить кредитование. Банки будут очень осторожны. Рекомендую, во-первых, пойти взглянуть в глаза своему банкиру — вам очень нужна будет его помощь в следующие месяцы. Обсудите с ним открытие/возобновление/расширение кредитных линий. Особенно рекомендую это сделать, если банкиры — международные (как минимум проверьте, что они будут поднимать трубку в ответ на ваш звонок). Менеджерам компаний также рекомендую пойти к своим акционерам — узнайте, готовы ли они финансировать ваш бизнес в течение нескольких кварталов в случае провалов продаж или отказа банков. Не рассчитывайте на привлечение новых денег — они сейчас все в золоте и американских казначейских обязательствах.

5. Проверьте, не слишком ли у вас раздутый штат — да, это больно, но кризис приводит к увольнению части людей. Делается это часто в том числе для того, чтобы компании в кризис могли выжить и в будущем вернуться снова к найму. Глупо всем вместе идти на дно. Сейчас самое время подойти критически к этому вопросу.

6. Отложите не 100% обязательные капитальные инвестиции — опять-таки в период высокой неопределенности и турбулентности не время бравировать тем, что несмотря на кризис вы можете продолжать что-то строить. Но при этом не останавливайте ключевые проекты (особенно если запас наличных комфортный), которые могут создать для вас конкурентные преимущества в период и после кризиса. Но принимайте такие решения только на трезвую голову и желательно вместе с финансовым директором.

7. Планируйте свою работу с мыслью, что кризис — не на одну неделю. Оптимистичные сценарии предполагают нормализацию работы бизнеса по всему миру и международной торговли к концу второго квартала 2020 года. Это в случае, если в Европе, США и Юго-Восточной Азии смогут остановить распространение коронавируса. А если нет? Уровень неопределенности очень высок. Уровень волатильности — также. Ситуация может начать ухудшаться, и показатели бизнеса будут ухудшаться в течение всего 2020 года. Будьте к этому готовы.

8. Ну и последнее — кризис — это в том числе и возможность. Возможность для тех, кто, по словам Талеба, не окажется хрупким и не сломается под стрессом. Такие компании в период хаоса находят новые возможности и фактически усиливаются от непредвиденных и нежелательных внешних факторов. Но таким антихрупким компаниям нужна «опциональность», мобильность и гибкость, как в управлении, так и в ответных стратегиях.


AgroPortal.ua по материалам НВ