Все главные новости агрорынка на
📲 Телеграм-канале
Современный тренд по внедрению информационных решений в различные отрасли жизни активно проникает и в деятельность малых и средних агропредприятий. Рынок предлагает широкий спектр продуктов и услуг, призванных улучшить жизнь фермера. Это закономерно провоцирует вопрос у рядового агропроизводителя: нужны ли мне эти инновации, а если да, то какие? Для ответа на эти вопросы придется пройти несколько пунктов.
Сделайте описание основных процессов вашего предприятия и определите, что из этого может быть диджитализировано. Если вы выращиваете традиционные зерновые культуры, целесообразно будет указать ключевые этапы производства: подготовка к посевной кампании (закупка ТМЦ, ремонт и сервисное обслуживание техники, кадровые вопросы и т. п.); посев (предпосевные работы, посев и внесение удобрений); внесение СЗР и десикантов; сбор урожая, перевозка, сушка, хранение и продажа.
В этой условной схеме четко отслеживается несколько составляющих, и одна из них — непосредственно управление агропроизводством, которое в свою очередь предполагает планирование, организацию и контроль всех проводимых в полях работ и израсходованных с ними ТМЦ. А на финальном этапе — сопоставление показателей план/факт и корректировка на будущее.
С практической точки зрения это означает, что при выборе информационной системы для ведения агробизнеса у профильных специалистов должен быть качественный функционал, позволяющий отслеживать историю и планировать на будущее севообороты, технологические карты культур и полей, расходы ТМЦ. Кроме того, для эффективного управления посевами должны быть и современные инструменты: анализ грунтов, спутниковые снимки и скаутинг.
Вторая составляющая — управление парком техники и оборудования, которое предусматривает проведение плановых и внеплановых ремонтов, техосмотров, сервисного обслуживания, мониторинг и контроль перемещения, учет запчастей, подсчет объемов выполненных работ, использование топлива и т. д.
И третья, базовая для всех агропроизводителей составляющая — управление земельным банком. Учет договоров аренды (эмфитевзиса, купли-продажи), сопоставление технической документации с фактической ситуацией в полях, выявление недообработок и земель, возделывание которых нецелесообразно, учет финансовых отношений с пайщиками и так далее.
Каждый из представленных для примера пунктов — разделяется на определенные конкретные бизнес-процессы, вроде процедуры согласования заявки на выдачу удобрений или ремонт комбайна, сбор и подготовка данных по использованному топливу и т. д. Создание такой условной карты позволит более глубоко проанализировать деятельность предприятия и определить перечень ключевых требований к тому или иному программному обеспечению.
Оценка существующих на рынке предложений — не простое дело и включает в себя не только мониторинг продуктов, но и определение результатов, которые эти инновации должны принести, а также финансовую оценку возврата инвестиций. Именно последний пункт — главная цель любых новых внедрений, вы должны в результате либо больше заработать, либо потратить меньше денег.
Сегодня рынок предлагает несколько решений, которые уже стали традиционным:
Конечно, этот вопрос очень индивидуален и зависит от значительного количества факторов — от размера хозяйства, климатической и почвенной зоны, имеющейся техники, выбранной технологии обработки почвы, инфраструктурных объектов и готовности персонала. Этот список можно продолжать, однако главное, что нужно понять: ни один информационный продукт не является на 100% решением всех проблем, а выступает исключительно инструментом в руках ответственного агронома, инженера или руководителя.
Например, представим того же производителя пшеницы с площадью обработки 1 тысячу гектаров. Скажем, он полноценно внедрил систему управления земельным банком. Это позволит ему определить, что около 5-7% земельных участков имеют ошибки геометрии, полностью или частично пересекаются, имеют неточности, допущенные регистраторами и т. д. Далее, было определено, что около 10% земельных участков не обрабатываются или обрабатываются частично, так как находятся вне полей, или из-за разрастания лесополос, расширения полевых дорог, возникновения вымочек и т. д. И, наконец, было обнаружено, что на 10% земель отсутствуют, просрочены или оформлены ненадлежащим образом договоры аренды.
Из бюджета компании выделяются ежегодно не только средства на оплату аренды и налоги, но и на возделывание, посев, ТМЦ, ГСМ и тому подобное. А эти ресурсы могли бы быть направлены, например, на развитие.
С открытием рынка земли можно провести конкретный расчет финансовых рисков. Суммарно, учитывая расчетную стоимость земли хотя бы в 1000 долларов, финансовые риски хозяйства составляют не менее 250 тысяч долларов. Также следует добавить, что данная арифметика не учитывает возможности рейдерских захватов, которые обычно возникают из-за некачественно оформленных документов.
Кроме очевидных моментов относительно количественного и качественного объема функционала, при принятии решения по внедрению той или иной информационной системы необходимо принять во внимание дополнительные факторы:
Далее предприятие ожидает следующий этап перехода на новый уровень – внедрение. Читайте об этом в следующих выпусках моего блога.
Евгений Кугук, генеральный директор FieldBI
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.