Агрокомпании: новые антиBEPS реалии

14 сентября 2020, 07:41 4005
Татьяна Федоренко

Еще с первым обнародованием законопроекта 1210 бизнес-сообщество было взволновано возможным дополнительным налогообложением своих компаний, жара в огонь добавляли бесконечные юридические мероприятия, которые продолжали пугать владельцев бизнеса новой налоговой нагрузкой.

Именно поэтому в данной статье я предлагаю продолжить разбирать, каким образом налоговые новеллы повлияют на бизнес аграриев.

Бизнес украинских агропредприятий обычно построен следующим образом. Есть зарубежная компания, которая расположена в низконалоговых юрисдикциях и держит акции иностранной холдинговой компании (юрисдикции могут быть разные), бенефициарами данных компаний являются граждане Украины (часто связанные лица), упомянутая холдинговая компания является акционером нескольких компаний на территории Украины (налоговые резиденты Украины).

Таких украинских компаний в подобной структуре бывает больше двух и занимаются они торговлей, держат активы, арендуют землю и тому подобное. Часто еще имеется иностранная торговая компания, которая вроде как не связана с предварительно перечисленными компаниями и с которой проводят торговые операции украинские компании.
Иногда ещё могут подключаться агентские схемы, когда компании в Украине выступают агентами для иностранных компаний и предоставляют услуги поиска продавцов / покупателей украинской агропродукции.

Место эффективного управления (налоговое резиденство)

Начать предлагаю с новой опции Налогового кодекса Украины (НКУ) о признании иностранных компаний налоговыми резидентами Украины по месту эффективного управления, так как возникает интересный вопрос какой инструмент будут активнее применять налоговики: признавать постоянное представительство (ПП) или резиденство Украины.

Все привыкли к тому, что в Украине налоговое резиденство определяется по принципу инкорпорации компании, зарегистрировал компанию в Украине — плати налоги, не хочешь платить в украинский бюджет — регистрируй компанию в других местах. А учитывая изменения, внесенные в статью 133.1 НКУ, налоговым резидентом может быть признана компания местом эффективного управления которой является Украина. То есть, это когда у вас есть иностранная компания, а директор сидит в Украине, откуда и руководит банкингом, решение собраний принимаются, не выезжая за пределы Украины, еще и бухгалтерия иностранной компании ведется в Украине.

Риск признания налогового резиденства Украины существует для любой компании. Если мы рассмотрим практический аспект, то увидим, что налоговики при рассмотрении иностранных компаний с украинскими «корнями», которые не имели сабстанса, а все задачи компании выполнялись из Украины-признавали ПП, а сейчас у них будет инструмент налогового резиденства.

Однако, учитывая, что для нерезидентов, которые будут признаны налоговыми резидентами Украины, не является объектом налогообложения прибыль с источником происхождения за пределами Украины и, обращая внимание на международный характер урегулирования вопроса налогового резиденства, возможно все же инструмент признания ПП будет превалировать.

Так чем же вы рискуете при признании места эффективного управления иностранной компании в Украине? Сразу отмечу, что проблема КИК (контролируемая иностранная компания) отпадает, однако, например, при выплате дивидендов из украинских компаний на иностранную, льготы налоговых конвенций применяться не будут, налогообложения будет происходить по украинским ставкам, потому что дивиденды признаются доходом, полученным с источником происхождения из Украины.

Если мы коснулись уже постоянных представительств, то стоит отметить, что риски признания ПП в агроструктуре тоже есть.

В работе агрокомпаний существуют схемы как агентские, так и продажа продукции одной иностранной компании с последующим направлением другой, которые могут привести к возникновению ПП.
Закон 466 несколько конкретизировал подход к определению постоянного представительства иностранной компании на территории Украины и предоставил налоговикам возможность самостоятельно, без учета возражений, ставить на учет ПП, а еще применять штрафы и блокировать счета.

Трансфертное ценообразование

Если проводятся операции со связанными лицами, то следует обратить внимание на трансфертное ценообразование (ТЦО), а особенно касается операций с сырьевыми товарами.

Теперь НКУ определяет необходимость применения метода сравнительной неконтролируемой цены по операциям с сырьевыми товарами.

Также, помним о новации по уведомлению налогового органа о заключении контракта предметом которого являются сырьевые товары, ведь не сделав такое сообщение рискуете доказывать потом в суде, когда произошло согласование цены, на дату заключения договора или фактического совершения операции.

А еще, подаем отчеты о контролируемых операции и сообщения об участии в международной группе компаний (МГК), а на запрос налоговой, — документацию по ТЦУ (master file — если совокупный консолидированный доход МГК составляет 50 или более млн евро, country-by- country report- при совокупном консолидированном доходе более эквивалента 750 млн евро).

Конструктивные дивиденды

Владельцам агро и не только компаний следует обратить внимание на такое понятие как конструктивные дивиденды, которое призвано бороться со скрытым распределением дивидендов акционерам. К дивидендам будут приравнены выплаты, осуществляемые в контролируемых операциях без соблюдения принципа «вытянутой руки».

Итак, если в контролируемых операциях товары или иные услуги будут продаваться по заниженным или завышенным ценам, то налоговый орган начислит налог по ставке 15% на сумму такого завышения или занижения.

Деловая цель. Тест основной цели

Еще одним неприятным сюрпризом как для агро компаний так и для других, может стать отсутствие деловой цели в операциях. Каждая операция, которая проводится компанией должна осуществляться для прироста активов такой компании, в случае, если компаниями проводятся хозяйственные операции, которые не имеют деловой цели (экономического эффекта) контролирующий орган увеличивает финансовый результат до налогообложения.

То же касается и «теста основной цели» операции (Principal Purpose Test / РРТ) когда отказывается в получении налоговых льгот, если основной целью операции является только получение льгот Конвенции об избежании двойного налогообложения.

То есть, если украинские компании начнут выплачивать дивиденды или проценты на свою материнскую иностранную компанию которая не имеет ни одного работника, не ведет никакой деятельности и все полученные от украинской компании дивиденды направляет другим компаниям / лицам, в таком случае тест основной цели не будет пройден, и придется уплатить в бюджет уже не по льготным ставкам, а по полным.

Look through approach

Что еще интересного? Теперь наш НКУ воплощает так называемый look through approach (сквозной подход), который дает возможность пользоваться конвенцией об избежании двойного налогообложения между Украиной и страной фактического получателя дохода. Для этого просто каждая из сторон подает заявление опровергая факт бенефициарного получателя и подтверждая его. Некий налоговый бонус.

На сколько сильно повлияет КИК на агрокомпании? — не менее и не более чем на другие компании.

О наличии КИК отчитывается контролирующее лицо. Контролирующим лицом является физическое или юридическое лицо-резидент Украины, которое владеет долей в иностранном юрлице в размере более 50% или более 10%, если совокупное владение резидентами Украины составляет 50 и более %.

Итак, если налоговый резидент Украины признается контролирующим лицом иностранной компании, то риски по КИК возникают.

Однако, даже в таком случае, если совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица меньше 2 млн евро, — дышим спокойно, если ваш КИК платит налог за рубежом по ставке не менее 13% и имеется конвенция об избежании двойного налогообложения с Украиной, — ничего не платим, а если ваш КИК публичная компания или благотворительная организация-никаких налогов в Украине.

На самом деле большинство изменений в НКУ, внесенных Законом 466 является обычной практикой для других стран, поэтому уже с учетом того, что другие работают в подобных условиях, у наших компаний должна появляться надежда, так как на самом деле это всего лишь дело практики.

Татяна Федоренко, адвокат практики международного налогового права Avidbiz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.