Аграриев приравняют к производителям топлива. Чем это грозит?

29 мая 2019, 07:09 6361
Олег Нестеров

По новым изменениям в НКУ агропроизводители обязаны создать инфраструктуру и получить пакет разрешений для хранения топлива для своих нужд, при этом не забыв подавать отчеты и дополнительные накладные в ГФС.

С 01.07.2019 года распорядителями акцизного склада горючего и смазочных материалов будут считаться и конечные потребители — предприятия, хранящие и использующие горючее для нужд собственной хозяйственной деятельности, объем которого превышает 1 тыс. м3 в год (кроме плательщиков единого налога 4-й группы), а для субъектов хозяйствования — плательщиков единого налога четвертой группы — более 10 тыс. м3 в год (подпункт 14.1.6 Налогового кодекса Украины).

Главная идея принятых изменений в законодательстве — детенизация рынка горюче-смазочных материалов, усиление контроля за движением горючего и получение дополнительных средств в бюджет. Чем эти нововведения грозят агропроизводителям и действительно ли они способны побороть теневой рынок топлива?

В конце 2018 года ВРУ приняла целый ряд изменений в законодательство относительно администрирования налогов и сборов, что в корне меняет систему администрирования акцизным налогом с 1 июля этого года (Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» №2628-VIII от 23.11.2018). Изменения коснулись не только производителей, трейдеров и розничных сетей, но и одних из крупнейших потребителей горючего — аграриев.

Горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ) в структуре затрат на посевную входят в главную тройку (2017 г. — 19 млрд грн, 2018 г. — 25 млрд грн — ссылка). Это основные расходы, от которых зависит работа во время полевых работ. В большинстве случаев агропроизводители имеют собственные склады для хранения ГСМ, а иногда даже собственные заправки, чтобы обеспечивать собственные потребности в этих ресурсах.

С первого июля аграриев приравнивают к производителям или трейдерам горючего. К чему обяжут агропроизводителей уже через месяц?

Субъекты хозяйствования обязаны осуществить регистрацию мест хранения горючего (акцизных складов) для собственного потребления и оборудовать резервуары, в которых хранится горючее, ровномерами-счетчиками, а места отпуска горючего — расходомерами-счетчиками и провести аналогичную процедуру для передвижных складов (бензовозов);

ежедневно формировать и подавать в ГФС данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток;

ежедневно регистрировать акцизные накладные на реализацию горючего, в т.ч. при его использовании для собственной деятельности, а также его перемещение между акцизными складами одного и того же предприятия.

Аграрии как конечные потребители заинтересованы в прозрачности рынка и качестве продукта, который они официально покупают, и не имеют цели препятствовать этому процессу. Однако распространение вышеуказанных процедур на агропроизводителя значительно усложнит его работу. Здесь следует помнить, что аграрии не производят/не продают, а только используют горючее для собственных нужд, не платят акцизный налог в бюджет, а его приобретение осуществляется у плательщиков акцизного налога. Поэтому аграрии не мотивированы покупать горючее у неплательщиков акцизного налога и теневого бизнеса.

Главная цель принятых изменений заключается в борьбе с теневым рынком продажи/покупки. Однако, видим другой результат. Расширение круга «акцизников» за счет легального бизнеса значительно усложнит работу легального аграрного бизнеса и создаст механизм давления через штрафные санкции, не только из-за необходимости лицензирования, но и регистрации складов и работы в СЕАРП и СЕ (от 20 тыс. до 1-2 млн грн — ст. 1281 НКУ). Поэтому возникает объективная необходимость для доработки и отсрочки введения в действие новых правил администрирования акцизным налогом во избежание недоразумений как со стороны налогоплательщиков, так и представителей контролирующих органов. В то же время перенос срока его открытия должен сопровождаться выработкой четкого плана последовательных шагов, которые обеспечат запуск принятых изменений.

Олег Нестеров, специалист по вопросам сотрудничества с органами государственной власти ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.