Если есть потребность больше успевать на работе, уделять время родным, да и себя в повседневных делах не потерять, а кажется, что времени становится все меньше и меньше, — стоит проанализировать свой распорядок дня. Возможно, где-то притаились хронофаги. Давайте разберёмся, что это и как с ними бороться, да и нужно ли.
Даже если вы не знаете, что такое хронофаг, — это абсолютно не означает, что его или их в вашей жизни нет. Термин «хронофаг» пришел из тайм-менеджмента. Это «пожиратели времени», то, что отвлекает от решения задач. Ими могут быть ваши повседневные действия, которые мешают достигать поставленных целей, а времени на них уходит немало.
Прежде чем инвентаризировать все свое свободное время и исключать либо оптимизировать часть постоянно совершаемых действий, стоит понимать, что то, что с одной стороны можно принять за хронофаг, может быть источником вашего ресурсного состояния, в котором вам легче достигать желаемого. Так что не спешите убирать из жизни приятные для вас действия. Также стоит спокойно принять тот факт, что в сутках всего 24 часа. И волшебного заклинания, чтобы их растянуть, нет.
Неконтролируемое использование соц.сетей — да, хронофаг. Если напрямую работа не зависит от соц.сетей, стоит отвести для них определенное время, например, час утром и/или вечером. Решать вам, главное — контролировать время и качество своего пребывания в Интернете.
Также стоит внимательно подумать о своих увлечениях, и сколько времени вы на них тратите. Есть опасность, что и в вашем хобби мог притаиться хронофаг. Но не нужно сразу отказываться, например, от чтения книг, если при этом не крадется время у полноценного сна.
Что сделать и как понять, является ли ваше увлечение пожирателем времени?
Первый шаг: выпишите все свои увлечения.
Второй: зафиксируйте на бумаге, какие преимущества получаете от своих хобби.
Третий: подсчитайте, сколько времени уходит на увлечения. И если видите, что ничего в ущерб вашим приоритетам не идет, то это не хронофаги. А вот если хобби забирает у вас время и, например, приводит к недосыпу, то подумайте, как это исправить. Оптимизируйте свой график.
Есть ещё такие неприятные пожиратели времени, как проблемы, вызывающие прокрастинацию и откладывание дел на потом. К ним можно отнести нечеткую постановку целей, неумение делегировать, попытки слишком много сделать за один раз. Тут тоже нет универсального решения вопроса. Если накопились нерешённые рабочие задачи, то ранжируйте их по приоритетности, составьте план и действуйте согласно нему.
Ещё пару слов о тех хронофагах, от которых нет возможности избавиться, — очереди и пробки. Если уж вы оказались в одной или второй, — используйте время с пользой: послушайте аудиокнигу или лекцию в стиле TED (около 20 минут интересной и/или профильной информации по интересующей вас теме), позвоните родным, если давно не общались. Одним словом, сделайте что-то полезное.
Также стоит научиться говорить «нет» там, где это необходимо. Вспомните, сколько времени вы потратили из-за того, что боялись показаться невежливыми. Ведь в сутках только 24 часа. И из них около 8 часов — это ваше рабочее время, 7-8 — сон, и на все остальные сферы вашей жизни остается 8-9 часов. А успеть и сделать хочется и нужно много.
Цените свое время и учитесь использовать его с наибольшей пользой для себя.
AgroPortal.ua по материалам Международного кадрового портала hh.ua