Такое мнение AgroPortal.ua высказал народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ Александр Бакуменко.
Источник фото: пресс-служба народного депутата
В меморандуме с МВФ указано, что Украина откажется от этого инструмента налоговой поддержки. При этом в Коалиционном соглашении прописан мораторий на смену системы налогообложения до 2018 года. Очевидно, что эти два документа противоречат друг другу. Как найти компромиссный вариант?
Александр Бакуменко: Меморандум — это документ о намерениях, которые идут вразрез с Коалиционным соглашением. Мы жестко настаиваем на том, что есть Налоговый кодекс, который нельзя менять каждый год и есть, Коалиционное соглашение, которое является дорожной картой правительства. А Кабмин сегодня пытается нарушить и закон, и соглашение.
Все аргументы Минфина в том, что если не снимем спецрежим, МВФ не даст кредит и будет дефолт. Так он уже есть. Расширяйте налоговую базу, работайте над наполнением бюджета. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня часть земли находится «в тени», часть зерна — в «кэше». Но что для этого делает ГФС? Ничего. Поэтому мы предлагаем создавать рабочие группы из представителей парламента, правительства, экспертов, на которых прорабатывать механизмы, как это сделать. Как минимум до 5 млрд грн можно получить, не повышая при этом налоги.
Я считаю, что Минфин не отстаивает позицию украинского производителя в переговорах с МВФ. Для МВФ важно сбалансировать доходы и расходы бюджета. Руководители аграрного комитета в парламенте готовы встречаться с представителями МВФ, чтобы обсудить позицию аграриев. Иначе мы развалим последнюю отрасль, которая держит экономику.
Спецрежим НДС — какие выгоды для аграриев?
Александр Бакуменко: Нельзя однозначно говорить, что спецрежим НДС — это только выгоды для аграриев. От него выигрывает государство в целом, но только в долгосрочной перспективе. Используя спецрежим НДС, аграрии получают:
• более 19 млрд грн оборотных средств ежегодно для финансирования текущей деятельности и развития (что в условиях банковского коллапса является жизненно необходимым механизмом косвенной государственной поддержки);
• высокая урожайность украинской земли позволяет экспортировать до 50% национального производства продукции растениеводства и 10% продукции животноводства — в подтверждение этого, по итогам 2014 г., чистая валютная выручка аграриев превысила $10 млрд, а это, в свою очередь, ресурс для сдерживания валютных колебаний в государстве и стабильности гривни;
• несмотря на политико-экономические риски, АПК является едва ли не единственной инвестиционно-привлекательной отраслью экономики, а это новые рабочие места, технологии, качественная продукция и социальная ответственность.
И самое главное, спецрежим льготного налогообложения НДС — это не коррупционный способ поддержки сельского хозяйства. Ведь, как только компании переходят на общий режим налогообложения НДС, и государство начинает разворачивать адресную поддержку аграриев, возникают коррупционные риски. В украинских реалиях — это поддержка с откатами до 50% и финансирование компаний, связанных с чиновниками от сельскохозяйственного сектора.
Если забрать льготный режим НДС, что взамен предложить аграриям?
Александр Бакуменко: Спецрежим по НДС — это та не коррупционная форма поддержки, которая идет на развитие сельхозпредприятия, пополнение его оборотных средств и полностью корреспондируется с требованиями ВТО, и с директивой ЕС. Он показал свою эффективность, и еще два года, как минимум, в условиях экономического кризиса и в условиях войны эту поддержку для сельхозпроизводителей нужно оставить. Дальше за эти два года мы разработаем новую форму поддержки. Но пока сложно сказать, какой будет эта поддержка, так как мы ограничены нормами ВТО в ее объемах. Когда мы входили в ВТО, то по тем обязательствам, которые Украина подписала, мы имеем возможность прямых дотаций всего на 3 млрд грн.
Какая из отраслей больше всего попадет под удар, если спецрежим НДС отменят?
Александр Бакуменко: Первой от отмены спецрежима НДС пострадает животноводческая отрасль, производство в которой уже начало падать. За первое полугодие 2015 года ситуация в животноводстве значительно ухудшилась, что обусловлено новым витком девальвации гривни в конце 2014-го — начале 2015 года и, как следствие, резким ростом затрат на производство данной продукции. Одновременно с этим в рыночной цене продукции животноводства в полной мере не сработал компенсационный механизм, который покрыл бы курсовую переоценку ее стоимости, результатом чего стала убыточность деятельности.
Малые и средние сельскохозяйственные производители продукции животноводства вынуждены сокращать собственное производство, а часть из них уже прекратила производственную деятельность. Поэтому, для такой трудоемкой как животноводческая отрасль сохранения спецрежима НДС, это не просто вопрос перспективы и доходности, это вопрос выживания.
В подтверждение этого за первое полугодие 2015 года наблюдается сокращение поголовья скота и птицы, а также снижение производство продукции животноводства по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.
При условии отмены спецрежима льготного налогообложения 70% молочного скотоводства страны сразу «пойдет под нож». А в целом, по прогнозам экспертов, 30-40% предприятий в животноводческой отрасли уже через 3-4 месяца станут убыточными, что приведет, по предварительным подсчетам, к сокращению от 60 тыс. до 100 тыс. рабочих мест в сельской местности. Пострадает социальная сфера, это и детские сады, школы, клубы, дороги, и так далее.
С точки зрения продовольственной безопасности ситуация крайне осложнится тем, что мы будем полностью зависеть от импорта, в первую очередь молока, яиц и мяса. А эти товары составляют основу потребительской корзины украинцев.
С точки зрения дальнейших перспектив растениеводства, то внешнеэкономическая конъюнктура мировых аграрных рынков также не внушает оптимизма — несколько лет подряд цены на сельхозкультуры снижаются, а затраты на производство резко возрастают (более 60% с начала 2015 г.).
Например, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, потребность украинских аграриев в средствах для проведения осенней посевной кампании составляет 80 млрд грн, тогда как для весенней посевной необходимо было привлечь 66 млрд грн. И основная проблема, с которой сталкиваются аграрии, это привлечение оборотного финансирования. По данным того же МинАПК, в 2015 году процент просроченных аграриями кредитов вырос в разы по сравнению с показателями предыдущих лет: в кризисный 2010 процент невозвращенных кредитов составил 13,3%, в 2011 году — 8,6%, в 2012 году — 7,1%, в 2013 году — 5%, а в текущем году вырос до 18, 8%.
Сельхозпроизводитель имеет длинный период оборота средств, который продолжается круглый год: от посева до сбора урожая. Особенностью аграрной отрасли является то, что, несмотря на основные риски, результаты деятельности (кроме вложенных средств, труда, технологий) напрямую зависят от погодных условий, поэтому растениеводческая отрасль постоянно работает в форс-мажорных обстоятельствах.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua