Об этом рассказала директор департамента продаж HarvEast Татьяна Алавердова в рамках конференции «Niche: focus on pulses».
«Компания HarvEast еще 5 лет назад утвердила стратегию, согласно которой мы обязательно используем в севообороте бобовые. Уже сейчас горох для нас не является нишевой культурой, ведь его производство в общем объеме составляет более 10%. Мы долго работали над тем, чтобы подобрать нужные сорта, технологии, и продолжаем это делать. В этом году сделали ставку именно на озимые сорта гороха и не прогадали. С учетом погоды, которая была, мы получили вполне неплохой урожай», — отметила Татьяна Алавердова.
По ее словам, производство бобовых, в том числе зеленого гороха, также начали и в киевском активе HarvEast. В текущем сезоне здесь был собран первый урожай, и по полученным результатам принято решение, что в данном регионе компания будет продолжать развивать бобовое направление.
«В сортах озимого гороха, а это кормовые сорта, есть генетическая особенность — в зависимости от погодных условий возможно превышение установленной на уровне 3% верхней границы такого показателя качества как «содержание зерен другого цвета». Учитывая это, мы сделали ставку на экспорт в страны Европы: Италию и Испанию. Основной объем нашего гороха урожая этого года ушел в данные страны. Также в настоящий момент мы отправляем судно в Турцию с партией гороха, который отвечает продовольственным характеристикам», — поделилась Татьяна Алавердова.
Она также отметила, что есть одно важное преимущество в выращивании бобовых культур — они обеспечивают не менее 10% прибавки урожайности последующей культуре, в частности, пшенице.
«Когда мы считаем доходность по гороху, то добавляем прибавку, которую получим в следующем году с пшеницы, посеянной после гороха. В принципе, даже при существующих ценах на горох на уровне $180-190 данная культура является рентабельной», — отметила Татьяна Алавердова.
Для HarvEast, у которого 75% земель находится в Восточном регионе, эта культура интересна не только по климатическим особенностям, но и в плане логистики. Вблизи находится порт, а прямые покупатели — Турция, Испания, Италия, т.е. морские страны.
«Для нас математика логистики очень простая: отвезти машину до Одессы — это $50. Разница между Одессой FOB и Мариуполем — это $10. При работе напрямую с компаниями цена продажи на FOB намного интереснее, чем цена CPT в Одессе», — рассказала Татьяна Алавердова.
Если раньше HarvEast много торговал выращенной продукцией через трейдеров, то сейчас процент контрактов напрямую с конечными переработчиками растет. Татьяна Алавердова отметила, что в этом процессе очень важно заработать доверие и расположить к себе покупателя, а для этого нужно четко выполнять взятые на себя обязательства и сразу предупреждать о возможных проблемах, тогда уровень доверия будет расти из года в год.
Также она рекомендует производителям бобовых, которые планируют экспортировать свою продукцию, обязательно раз в год посещать крупнейшую и наиболее влиятельную в мире выставку пищевой промышленности Gulfood и смотреть, что интересного происходит на рынках.
«Я каждый год нахожу там новые продукты, о существовании которых даже не подозревала. Когда ты расширяешь свой кругозор, то начинаешь понимать, куда двигаться», — поделилась опытом Татьяна Алавердова.
По ее мнению, чтобы Украина перестала быть сырьевой базой и повысила объем переработки, нужно прийти к международным стандартам качества по всем выращиваемым культурам.
«Правильно было бы по всем культурам, включая бобовые, на государственном уровне имплементировать международные стандарты качества, как это уже сделали с пшеницей. Тогда украинские аграрии будут понимать, что именно они вырастили с точки зрения экспортного потенциала продукции, а также смогут лучше ориентироваться в ценах и рассчитывать рентабельность своей работы. Без единой стандартизации, учитывающей международные подходы, сложно оценивать качество выращенного урожая и возможности его продажи. Особенно это касается небольших агрохозяйств Украины, у которых нет опыта работы с зарубежными покупателями. Также подчеркну, что нам крайне важно внимательно следить за мировым опытом и трендами переработки, продумывать все возможные варианты безотходного применения агропродукции, поддерживать прорывные идеи для отрасли, которые помогут не только догнать зарубежные страны, но и сформируют новые направления развития отрасли и выращивания бобовых в частности», — уверена Татьяна Алавердова.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua