Выход на арабский рынок: что нужно знать

07 июня 2021, 10:06 1336

Украинским компаниям, которые производят продукцию для экспорта на арабские рынки, нужно обеспечить государственную поддержку, ведь их конкуренты имеют доступ к дотациям в своих странах.

Такое мнение высказал партнер международной инвестиционной компании Base capital management Тимур Чмерук.

«Украине важно развивать свои экспортные рынки. Учитывая то, что мы производим значительные объемы масла и зерна, и потому, что около 45% нашего экспорта — это аграрная продукция, для нас является перспективным регион Персидского залива. Ведь чтобы наладить агропроизводство — как растениеводство, так и животноводство, тамошним странам не хватает не только плодородных земель, но и пресной воды», — отметил он.

По словам эксперта, большие аграрные компании — лидеры в производстве яиц и курятины — с этой задачей справляются. Однако международное сотрудничество приобретает масштабы и устойчивость лишь тогда, когда в него вовлечен малый и средний бизнес.

Тимур Чмерук утверждает, что для выхода на рынок прежде всего нужно разобраться и понять культурные традиции региона, определить, какие местные товары имеют перспективу для реализации на украинском рынке, чтобы товарный поток шел в обоих направлениях. Это позволит оптимизировать логистику и затраты на транспортировку. Следующий шаг — тщательное изучение внутреннего рынка стран Персидского залива — нужно узнать спрос на товары и механизмы их реализации на местном рынке.

«Для плодотворных контактов с предпринимательством Арабского мира нашим компаниям следует выбрать правильную отправную точку. Лучше всего, если это будут ОАЭ, в частности — эмират Дубай. Выбор страны ясен: экономика ОАЭ является самой богатой и наиболее развитой в Персидском заливе, а ее общественный строй, даже несмотря на то, что основан на шариате — светским и транспарентным. Страну, благодаря ее открытости и наличию хорошего транспортного сообщения (мощные воздушные и морские порты), вполне справедливо называют воротами в регион Персидского залива. И действительно, ОАЭ активно обслуживает торговлю между Восточным и Западным мирами: более трех четвертей импортируемых туда товаров реэкспортируются дальше», — отметил эксперт.

По его словам, важно и членство ОАЭ в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (англ. Gulf Cooperation Council — GCC), в которую также входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт и Оман. Эти страны не только согласовывают свои внутренние экономические решения, но и придерживаются общей политики на международной арене.

В Дубае действуют свободные экономические зоны, которые позволяют без уплаты пошлины базировать складские мощности, необходимые для дальнейшего распространения экспортируемых товаров по региону.

Тимур Чмерук подчеркнул, что налаживать контакты необходимо лично, для этого можно принимать участие в многочисленных выставках, обращаться в организации, которые занимаются продвижением экспорта.

«Бизнес в Арабском мире строится на личных контактах. Однако следует учитывать, что напрямую торговать на местных рынках иностранным компаниям не получится. Это касается и реализации товаров в розницу, и оптовой торговли. Чтобы ее осуществить, следует найти соответствующую местную компанию-агента, специализирующуюся на реализации нужной экспортеру группы товаров. Выбирать таких партнеров следует очень тщательно, ведь успех будет зависеть от их профессионализма. В случае, если при выборе партнера допущена ошибка, и он работает неэффективно, это придется доказывать в судебном порядке. Несмотря на отсутствие коррупции, суды в стране трактуют законы преимущественно в пользу местных контрагентов», — добавил он.

Характерной чертой всех арабских рынков является и то, что сотрудничеству предшествуют длительные переговоры, уточнил эксперт.

Тимур Чмерук подчеркнул, что украинским компаниям нужны государственные дотации, чтобы успешно экспортировать.

«Ведь несмотря на своеобразие правил, действующих на арабском рынке, он все равно является свободным, как и западные рынки. А это значит, что за покупателя там надо конкурировать надлежащим качеством и доступной ценой товаров. Однако специалисты аграрного рынка отмечают, что это не всегда удается. И вопрос не в качестве товаров, а в их цене и себестоимости.

Лучше всего это можно объяснить на примере молока: фермеры в ЕС, специализирующиеся на молочном производстве, получают государственные дотации. Украинские молочники этого не имеют, соответственно им значительно сложнее предложить на экспортных рынках привлекательную для покупателей цену», — подытожил эксперт.


AgroPortal.ua по материалам НВ