Такое мнение высказал заведующий отделом инвестиционного и материально-технического обеспечения ННЦ «Институт аграрной экономики», д. э. н. Александр Захарчук.
«Объяснений этому хватает. Во-первых, сказываются устаревшие методы производства и оборудования. Во-вторых, производственные затраты растут из-за высокой стоимости энергоносителей и объема обязательных платежей, связанных с заработной платой. В-третьих, на стоимости продукции отражаются слишком высокие расходы на соблюдение таможенных требований при импорте комплектующих, а также таможенные тарифы на них. И это очень существенные факторы влияния на конкурентоспособность техники», — объясняет эксперт.
Кроме того, по его словам, еще с советских времен отечественное сельхозмашиностроение было направлено на производство техники для крупных и средних сельскохозяйственных предприятий. С развитием рыночных отношений нишу маломощной техники заполнила иностранная продукция, прежде всего — китайская. В частности, в прошлом году в Украину было ввезено 72,8% (57 848 единиц) китайских тракторов, между тем, из Беларуси — 5,3%, с Польши — 5,8%, из Нидерландов — 2,4%, из Германии — 2, 8%, из США — 0,8%, из Франции — 1,2%, из Японии — 1,4%. Остальные 7,5% импортной техники завезли из Чехии, Австрии, Турции, Великобритании, Италии и др.
«Сложно прогнозировать дальнейшие будущие отношений Украины и Беларуси, но разрыв торговых связей не выгоден обеим странам. Поскольку производство тракторов класса 1,4 или 60 кВт в Украине ограничено, в случае прекращения поставок тракторов из Беларуси их нишу займут китайские аналоги», — прогнозирует Александр Захарчук.
Он подчеркивает, что предприятия, стоимость продукции которых частично компенсирует государство, изготавливают весь основной ассортимент сельхозтехники: тракторы, почвообрабатывающие и посевные агрегаты, машины по уходу за посевами, оборудование для животноводства и тому подобное.
«К сожалению, в Украине остро стоит проблема производства зерноуборочных комбайнов. Скажем, в позапрошлом году по госпрограмме частичной компенсации было приобретено лишь 26 комбайнов SKIF 280 Superior SR-3085, а в прошлом году — только один. Комбайн — это сложная и недешевая техника. Покупку нового может позволить себе только то предприятие, которое имеет достаточно финансовых ресурсов. Зато б/у техника намного дешевле и вполне удовлетворяет потребности многих не слишком состоятельных предприятий», — объясняет эксперт.
По его мнению, программа частичной компенсации стоимости отечественной техники является действенным инструментом, способствующим обновлению парка сельхозпредприятий и оптимизации внутреннего производства сельхозтехники. Поэтому отечественные предприятия машиностроения будут иметь ресурс для обновления производственных мощностей и создания в дальнейшем более конкурентоспособной сельхозтехники.
«Для оптимизации внутреннего производства целесообразно нарастить производство мини-техники, которая могла бы конкурировать с техникой китайского производства. Со стороны государства следует проводить протекционистскую таможенную политику. Улучшая условия ведения бизнеса и применяя налоговые льготы, государство будет способствовать привлечению прогрессивных машиностроительных брендов к производству техники в Украине», — считает Александр Захарчук.
AgroPortal.ua по материалам Agrotimes